Английский средний танк «Виккерс № 1», 1921 г.
Но несовершенством конструкции страдали не только первые танки англичан и французов. Недалеко от них в годы Первой мировой войны шли и немецкие инженеры. Так, свой собственный танк A7V они вначале планировали вооружить только пулеметами. Затем было решено поставить на него 77-мм штурмовое орудие Круппа, что было бы в тех условиях наилучшим решением, поскольку такими же орудиями оснащалась и германская пехота. Но военным не понравилось, что у него был слишком большой откат, а, кроме того, этих орудий постоянно не хватало. В итоге на первый немецкий танк точно так же, как и у англичан, пошли весьма малопригодные для этой цели 57-мм пушки Максима-Норденфельда, захваченные в 1914 г. в бельгийской крепости Антверпен.
Германский танк А7V
Орудие установили в носовой части танка, из-за чего наводчик при изменении направления движения машины терял цель, и это при том, что более удобные для стрельбы башенные орудия на конной тяге в германской армии находились на вооружении с 1894 г.! Тогда фирма «Крупп» выпустила 57-мм пушку на цилиндрическом броневом основании, которая перевозилась на «тележном ходу». В годы Первой мировой войны эти «броневые каретки» использовались для позиционной обороны на Западном фронте, где их перебрасывали с одного участка на другой и устанавливали на заранее заглубленных в землю позициях в качестве бронированных огневых точек. По сути дела, это была готовая танковая башня, вот только на первый германский танк ее почему-то так и не решились поставить.
А ведь решение вопроса с вооружением A7V в этом случае напрашивалось само собой. В носовой части танка на месте 57-мм орудия следовало разместить водителя, который в этом случае имел бы прекрасный обзор. Позади водителя и несколько выше должно было бы располагаться место командира танка, с тем, чтобы он мог быстро передавать водителю указания, находясь с ним рядом.
Там, где на танке A7V располагался пост управления, вполне могла бы разместиться башня от «пилюльной коробки» (такое название получили крупповские бронекаретки на фронте от солдат), вращающаяся вместе с орудием на 360°. Совершенно очевидно, что этот танк был бы куда более совершенным, чем тот, который немцы реально использовали, но почему-то к этому решению они не пришли.
Германский тяжелый танк A7V с 77-мм штурмовым орудием Круппа (проект)
А вот тяжелый штурмовой танк «Обер-шлейзен» они сконструировали, но сделать в металле так и не успели, поэтому о его боевой эффективности сегодня мы можем только гадать. Однако все его вооружение уже было расположено в башнях, а водитель размещался в носовой части танка.
Германский тяжелый танк «Обер-шлейзен» (1918 г., проект):
1 — пулемет; 2 — 37-мм пушка; 3 — главная башня; 4 — рычаги управления; 5 — место водителя; 6 — ходовая тележка; 7 — ведущее колесо; 8 — главная передача; 9 — двигатель
Вот и получается, что самый лучший тяжелый танк Первой мировой войны сделали итальянцы. Но было их всего два, поэтому никакой заметной роли в войне они не сыграли. Речь идет о тяжелых машинах «Фиат-2000», которые по сравнению с английскими, французскими и немецкими танками имели наиболее мощный двигатель (240 л. с), самое мощное вооружение (7 пулеметов и 65-мм горное орудие в полусферической башне), а также рессорную подвеску ходовой части и броневые фальшборты гусениц, а для наблюдения механик-водитель вместо щелей имел перископ. Маневренность и проходимость у этого танка были на уровне своего времени, так что если бы этих машин оказалось много, то их применение могло бы существенным образом ускорить развитие мирового танкостроения, чего, однако, из-за бедности Италии так и не произошло.