Думаю, что на этом следует завершить, хотя групповая терапия не закончена, но в данный момент больше ничего сделать нельзя. Я должен был бы коснуться еще некоторых участников, но этим можно разрушить ту динамику, которую я активизировал и развернул вплоть до этого момента. Те, кого я не привлек к разговору, уже преодолели проблемы такого типа. Ситуация такова: нужно посмотреть, что будет делать Д. в своем сопротивлении. Следует подождать ее точку зрения, однако я стремился показать ей то, как она себя ведет, хотя она и не может этого понять и даже допустить. Почему не допускает?».
В.: «Потому что нельзя преуменьшить то совершенство, которое она создала».
А. М.: «“Которое я создала”, – говорит она в глубине души».
Д.: «Самое ужасное, что в случае с Н. я как будто бы смотрюсь в зеркало, и оно мне дает тот же образ».
А. М.: «Нет, ты хуже, ты сильнее. Будьте внимательны к психическим структурам, к идеализму, который сами же осуществляете.
Итак, Д Давайте оставим его сторонником мужского превосходства над женщиной, нет проблем. Несколько месяцев назад там был букет из трех женщин… Сейчас, кажется, идет лучше.
Я не дал высказаться другим, потому что они внесли бы собой счастливую жизнь, а значит, вызвали бы своими словами сопротивление защитного характера.
Вы поняли то, что я сделал на уровне динамики, пытаясь продемонстрировать вам теоретические предпосылки, которые я обозначил? Вначале я говорил об использовании комплексуальной гомеопатии. К примеру, чтобы понять, боль какого типа находится внутри Н., я использовал В. Но и В., в свою очередь, поняла определенные вещи для себя самой. Каков тот тип фрустрации, который затем порождает негативную психологию? Девочка, которая не выросла; она изучила, что, командуя, могла добиваться поощрений вплоть до определенного возраста. Через какое-то время игра перестала быть функциональной, но она продолжала командовать и осталась опустошенной внутри. Итак, для того чтобы устранить негативную психологию данного типа, необходимо дать ей понять, что она должна идти вперед с покорностью и большим эгоизмом ради себя самой. Конечно, ей уже не двадцать или тридцать лет. Любой семейный контекст в конечном итоге всегда приводит к упадку, и в возрасте сорока лет предписывает либо приниматься за воспитание внуков, либо оказаться в стороне: игра семьи не допускает ничего другого. Выход из всего этого только один: развивать свой собственный функциональный эгоизм. Поэтому игра в стремление достичь совершенства, командуя, не дает в конечном итоге внутреннего удовольствия, так как оставляет главного героя всегда инфантильным и неспособным к великим маневрам.
Затрагивая очень красивый и гуманный случай с А., я стремился обучить молодых – как мужчин, так и женщин – не быть легкомысленными в своей юности, потому что потом факты молодости вносят старость во всю жизнь. Я согласен с абортом, но он должен быть сделан со всей ответственностью, как функциональный для человека поступок, а не как инфантильное бегство и дезорганизация собственного проекта жизни.