×
Traktatov.net » Месть княгини Софьи » Читать онлайн
Страница 129 из 156 Настройки

Снисходя к почетному званию святителя, обед подали постный: соленая семга, копченая осетрина, заливная щука, жареная ряпушка, расстегаи с капустой, медом, грибами и лесной ягодой, изюм и курага, ревень и яблочная патока.

Старец благословил стол и жилище, в коем пребывает, и, сев к столу, завел наставительную беседу, с видимым удовольствием при том угощаясь:

– Господь наш Иисус каждому назначает свой крест, – поведал он, накладывая на кусок черного ржаного хлеба розовую пластинку семги. – Смерды несут тягло, давая нам хлеб и скот, кузнецы копают и варят железо, выковывая мечи, бояре берут сей хлеб и мечи и идут на Берег, обороняя смердов и горожан от разбойной нечисти, князья следят за порядком, творя суд и назначая свои сроки для той или иной службы, а мы, скромные служители господа, молим небеса о том, чтобы всевышний даровал нам всем достаточно сил для исполнения сего предназначения.

– За что тебе низкий наш поклон и благодарность, отче, – поспешила поблагодарить его Мария Ярославовна. – Мы составим вклад для твоей обители, дабы ты и впредь не забывал нас в своих молитвах.

Благодарно поклонившись, старец Мартиниан продолжил:

– Господь назначает каждому из нас свой крест, даруя свою судьбу и определяя место рождения. Рожденные в семьях кожевенников вырастают кожевенниками, рожденные боярами платят за свое звание кровью и животами своими, рожденные князьями отвечают за покой и порядок в доверенной им земле пред всевышним духом, пославшим своего сына за наши грехи на заклание. И двойной долг лежит на рожденных государями, ибо они отвечают пред господом за всю державу от края и до края, за всю нашу возлюбленную святую Русь!

Василий Васильевич резко дернул головой, и Мария Ярославовна забеспокоилась:

– Никак косточка попалась, душа моя? Дозволь глянуть?

– Нет, лебедушка, все хорошо. Положи мне копченой рыбы, сделай милость. Не знаю, как выглядит, но пахнет крайне соблазнительно.

– Очень вкусно, хозяюшка, – кивнул княгине и гость. – Истинная услада для губ и желудка твое угощение.

– Полностью согласен я с тобою, святой отец, – вернулся к разговору хозяин дома. – У брата моего, государя Дмитрия Шемяки, ныне заботы преизрядные. Однако же, вестимо, он справляется и стыдно пред господом и общим дедом нашим ему не будет.

– Шемяка русским государем не рожден! – неожиданно резко ответил благочестивый гость. – Князь Дмитрий есть ветвь младшая, трону не назначенная! Не его место ныне в Москве, а твое, Василий Васильевич! Ты рожден государем, и тебе сие место небесами назначено!

– Мы – братья, святой отец! Мы оба внуки князя Дмитрия Донского, – уже второй раз напомнил хозяин дома. – В наших жилах течет одна кровь!

– Но Шемяка из младшей ветви! – в свою очередь повторился старец Мартиниан. – Государев трон – это не его место!

– Теперь его, – покачал головой правитель Вологды. – Я принес клятву хранить ему верность, я присягнул брату как Великому князю. Произнесенного обещания обратно в уста не вернуть. Дмитрий Юрьевич – ныне государь, а я ему послушный слуга!

– Господь назначает каждому свой крест, сын мой, и наш долг следить за тем, чтобы воля его не нарушалась, – степенно ответил старец. – Именем Господа нашего Иисуса Христа я освобождаю тебя от сей неправедной клятвы и призываю занять надлежащее тебе место во главе Руси святой, дабы править ею совестливо и справедливо!