×
Traktatov.net » «Господа офицеры». Неизвестная история русской армии » Читать онлайн
Страница 256 из 267 Настройки

В советское время очень популярным был роман К. Симонова «Живые и мёртвые», в котором автор вывел образ генерала Серпилина, храброго генерала, берегущего своих солдат. Но это литературный герой, да ещё и конъюнктурная «жертва сталинизма». А насколько известны и почитаемы были не сам Симонов со своим Серпилиным, а реальные советские генералы, не бросавшие своих солдат? Хотя бы вот эти, которых Сталин в своём приказе № 270 поставил в пример всей Красной Армии?

«Комиссар 8 мехкорпуса — бригадный комиссар Попель и командир 406 сп полковник Новиков с боем вывели из окружения вооружённых 1778 человек.

В упорных боях с немцами группа Новикова — Попеля прошла 650 километров, нанося огромные потери тылам врага».

А эти офицеры, Попель и Новиков, между прочим, ни тогда, ни после даже награждены за это не были. Более того, в энциклопедии «Великая Отечественная война» статьи о генерал-лейтенанте Н.К. Попеле нет, зато есть статья о сбежавшем из Севастополя в 1942 году члене военного Совета Черноморского флота вице-адмирале Н.М. Кулакове.

А многие ли слышали не о литературном Серпилине, а о реальном В.Я. Тишинском? В конце июня 1941 года кавалерист полковник Тишинский приехал в составе инспекционной группы проверять кавалерию Северо-Западного фронта, попросил оставить его здесь воевать, и 17 июля ему вверили командование 237-й стрелковой дивизией, причём в момент нанесения советскими войсками и этой дивизией контрудара под Сольцами. В ходе этого контрудара потерпел тяжёлое поражение немецкий 56-й танковый корпус, которым, кстати, тогда командовал Манштейн. Мало этого, после этого контрудара 237-я дивизия ещё и разгромила немецкую дивизию СС «Мёртвая голова». Разгромила сама, и как красиво это сделала!

Тишинский активно вёл разведку, и его разведчики вовремя выяснили не только прибытие на фронт этой дивизии СС, но и по какой дороге она будет выдвигаться на усиление Манштейна. Тишинский расположил свою артиллерию и войска вдоль этой дороги, и в скоротечном бою 237-я дивизия уничтожила более тридцати танков, свыше двух десятков бронемашин, около двухсот автомашин, более 80 мотоциклов с колясками, свыше полусотни орудий, 45 миномётов, 119 пулемётов, были сожжены и подорваны автомашины снабжения со снарядами, бензином, продовольствием. Что касается потерь живой силы, то Манштейн сообщает: «Дивизия имела колоссальные потери…, три полка дивизии пришлось свести в два».

В сообщение о разгроме дивизии не поверили, командующий 46-й армией генерал Антонюк выразился просто: «Не врите! Одна дивизия не может уничтожить дивизию противника, да ещё немецкую». И приказал убитых немцев не хоронить до приезда специальной комиссии, которая прибыла к исходу дня вместе с военными корреспондентами. Приехала также комиссия из штаба Северо-Западного фронта для того, чтобы удостовериться в правильности сообщений о разгроме «Мёртвой головы», об этом разгроме эсэсовцев сообщило ТАСС, о нём дали статьи «Правда» и «Красная Звезда», он попал в советскую кинохронику.

Но после этого 237-я дивизия 12 августа в составе своего корпуса попала в окружение. Пережил войну начальник политотдела этой дивизии Ф.Я. Овечкин, который рассказал: