Семья Михалковых возле старого дома на Николиной Горе. 1990‑е гг.
Я выстроил новый дом ровно на том же фундаменте, на котором стоял старый. Не знаю, насколько это справедливо, но мне казалось, что, если оставить этот фундамент, через него каким-то образом в дом может передаться та атмосфера, которая была в старом доме, стоявшем на этом самом месте.
Дом получился красивый, компактный, как мне кажется, очень стильный. Многие его части выполнены из ореха. Строился он довольно долго, года три… И три Новых года мы последовательно встречали сначала в шубах в начинающем строиться доме, практически на улице, потом уже в подведенных под стропила стенах, а после уже – в доме, где было тепло, но не было ни мебели, ни посуды. Все привозили с собой.
Вообще деревянный дом создает необыкновенно уютную атмосферу. Ко всяким хай-тековским интерьерам у меня не лежит душа, сразу себя чувствую, как в больнице. Сама жизнь полна красок, притом вовсе не беспримесных, стерильных, так пусть и в доме будет все естественным. Уж коли ты сторонник реализма, то пусть будет все как в жизни – и мебель вся разная, и комнаты совершенно не похожие друг на друга. В дом на Николиной Горе практически ничего специально не приобреталось, а некоторая часть мебели перешла по наследству: к примеру, кровать из карельской березы в виде ладьи.
Наверное, живя в России, обязательно нужно иметь и квартиру, и дачу. Это совсем разные вещи, и без того или другого нет полноценного счастья. Большое удовольствие – открывать окно на даче и видеть красоту не исковерканной бетоном и асфальтом природы. Я не человек города, во мне заложена генетика земли, она меня и успокаивает, и заряжает жизненными силами.
Но и свою московскую квартиру мы тоже очень любим, ведь с ней связано много счастливых моментов: здесь выросли дети, они ходили в школу, к тому же это самый красивый район в Москве – Патриаршие пруды. Здесь переулочки, по которым можно гулять, знаменитые особняки Шехтеля, каток, на котором мы всегда катались зимой. Это мой район, где я чувствую себя легко, где мне все говорят: «Здравствуйте», знают моих детей с детства.
Эта квартира может показаться старомодной, но это не так: дорогие сердцу предметы всегда остаются вне моды. Я считаю, что дом строят для того, чтобы в нем жить, а не для того, чтобы его показывать. Так же, как и одежда, дом должен иметь свое лицо и быть абсолютно функционально удобным. Одна из основных задач дома – это при минимальном количестве комнат иметь возможность все время не натыкаться друг на друга. По большому счету основополагающими в доме являются пространство, пол (его качество), стены (их качество), высота потолков, величина и качество окон и пейзаж за окном. Наполнение комнат может быть самым различным, но пространство как таковое должно быть замечательного качества.
Тема и Надя в доме на Николиной Горе
Так же как в Англии о достатке человека и его социальном положении судят по обуви, точно так же я могу оценивать жилище, увидев качество стен, полов и окон.
Вещественный мир набирается постепенно и сопровождает человека всю жизнь. Даже когда человек переезжает, он берет с собой какие-то вещи, наиболее ему дорогие. Многие вещи мы привозили с женой из командировок. Например, в Берлине, между просмотрами на кинофестивале, мы могли убежать покупать какие-нибудь предметы интерьера. С этим было связано много волокиты, поскольку нужно было не только купить что-то, но и оформить документы на отправку, решить вопрос с доставкой…