Впервые об этом было официально объявлено в англо-советском коммюнике и советско-американском коммюнике, напечатанных 12 июня 1942 г. Правительства Англии и США официально обязались открыть второй фронт в Европе в 1942 г., о чем было сообщено всему миру в указанных документах. Дело в том, что между СССР и этими государствами существовали договоренности о военной помощи, закрепленные в «Договоре между СССР и Великобританией о союзе в войне против гитлеровской Германии и ее сообщников в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны» (от 26 мая 1942 г.) и в «Соглашении между правительствами СССР и США о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии» (от 11 июня 1942 г.).
Но под разными предлогами высадка союзников в Европе откладывалась. Помимо сложности проведения подобной операции (можно вспомнить, что немцы отложили вторжение на Британские острова, в том числе из-за сомнения в ее успехе), они не торопились еще и потому, что летом – осенью 1942 г. для СССР сложилась ситуация, близкая к критической. Мы потеряли юго-восток страны, включая Крым и Кавказ. Союзники заняли выжидательную позицию, решая, стоит ли вообще ввязываться? А вдруг получится как с Польшей – не успели начать ей помогать, как ее уже не стало…
Кроме того, в их рядах не было единства в том, где высаживаться. Черчилль предлагал балканский вариант, чтобы выйти в Центральную Европу и не допустить освобождения народов Европы Советскими вооруженными силами. США долго не могли определиться с вариантом высадки.
Они бы и дальше теоретизировали, если бы не военные успехи СССР. Поняв, что мы можем закончить войну и без них, и они тогда «потеряют» всю Европу, союзники заторопились. На Тегеранской конференции трех союзных держав, проходившей 28 ноября – 1 декабря 1943 г., они согласились с предложением Сталина открыть второй фронт в мае 1944 г.
Предлагаю снова обратиться к арифметике войны, она беспристрастно поможет разобраться, КТО внес решающий вклад в исход войны – мы или союзники.
Таблица № 22
Из таблицы видно, что все цифры говорят об одном – основная тяжесть борьбы с фашизмом легла на СССР, основной вклад в разгром немецких войск внесла Красная Армия.
По длительности борьбы, по протяженности линии фронта, по количеству уничтоженных дивизий, по численности действующей армии СССР превосходит такие же показатели у союзников в 2–5 раз. Только один показатель оказался у нас одинаковый – количество капитулировавших немецких дивизий. Это притом, что против нас воевало дивизий в 2,29 раза больше, чем против союзников. Объяснение причин этому мы видели в переписке Рузвельта и Сталина в апреле 1945 г.
Еще раз повторю очевидную мысль – открытие второго фронта ускорило падение Германии. Наши союзники уничтожили и пленили 200 дивизий врага, и после объявления капитуляции им сдалось еще 138 дивизий. Понятно, что эти дивизии должны были воевать с нами, если бы не высадка союзников в Нормандии.
По идее, отвлечение значительного количества немецких войск с советско-германского фронта должно было уменьшить наши потери. Но такое утверждение не является однозначным. Постараюсь пояснить эту мысль.