Численность партизан в тылу немцев оценивается в 1,1 млн человек.
Справедливости ради надо заметить, что комиссия Кривошеева, проводя подсчет потерь германской армии, также не включила в них потери среди немецких военизированных формирований, в которые входили:
– бойцы фольксштурма (аналога нашего ополчения) – всего их было призвано 1,5 млн чел.;
– вспомогательные военизированные формирования – призвано 2,2 млн чел.;
– формирования гитлерюгенда – в них состояло 0,1 млн чел.
Как видим, комиссией был соблюден единообразный подход к подсчету потерь советской и немецкой армий, тем более что количественный состав военизированных формирований, не входящих в вооруженные силы, с обеих сторон был приблизительно равный.
Эту зыбкую грань между армейскими и военизированными формированиями некоторые историки пытаются трактовать неоднозначно. «Либералы» плюсуют к нашим боевым потерям погибших ополченцев и партизан, «не замечая» погибших фольксштурмовцев, а некоторые историки патриотического толка поступают зеркально по отношению к немецкой стороне.
Как оказалось, споры о наших потерях во время войны по своему накалу не уступают дискуссиям о причинах наших неудач. И здесь громче всех шумят «либералы». С абсолютной уверенностью в своей правоте, не слушая ничьих доводов, они стараются всех убедить, что официальная статистика – пропагандистская фальшивка.
Например, известный в «либеральных» кругах то ли филолог, то ли историк Б. Соколов насчитал, что только убитыми наша армия потеряла 26,4 млн чел., а общие потери СССР составляют более 42 млн.
Чем черт не шутит, может быть, этот автор действительно прав? Может быть, не имея возможности работать с огромной массой статистической отчетности военных госпиталей, комиссариатов, архивных документов фронтов, армий и соединений, он изобрел свой сверхточный метод подсчета потерь, для которого не надо рыться в архивах? Но если удалось послушать выступления господина Соколова на «Эхо Москвы», почитать его исторические «труды», нетрудно понять, что в случае с ним, черт как раз и шутит… Чего только стоят его утверждения о том, что Саакашвили – жертва российского вторжения в августе 2008 г., а Крым России не нужен, поэтому его надо поскорее вернуть.
Господин Соколов, используя свой метод, умудрился даже поправить немецких историков. Но если вы думаете, что и у них он нашел неучтенные потери, вы глубоко заблуждаетесь. Оказывается, все виды потерь немцы зачем-то завысили, и на самом деле они меньше в 1,5–2 раза.
Есть еще один либеральный первопроходец в исторических дебрях – А. Баейрбах, т. н. русский, но гражданин Германии. Тот, как только открыл труд под редакцией Кривошеева, тут же выдал на-гора́ 15 замечаний, перечеркивающих все выводы этой работы. Например, он нашел ошибку в подсчете общего числа демографических потерь населения СССР.
Логика и последовательность расчетов комиссии Кривошеева при подсчете этого вида потерь были следующими:
– сначала выяснили, сколько человек проживало в СССРна 22 июня 1941 г. – 196,7 млн, и сколько из этих людей осталось в живых после ее окончания (на 31 декабря 1945 г.) – 159,5 млн. Разница составила 37,2 млн.