×
Traktatov.net » Кто виноват в трагедии 22 июня? » Читать онлайн
Страница 216 из 236 Настройки

Поэтому, нисколько не ставя под сомнение геноцид евреев и цыган, нужно помнить и о геноциде других народов: русских, украинцев, белорусов, поляков…

Численность нашей армии

Для начала развеем миф о неисчерпаемости людских ресурсов СССР, якобы позволившим нам иметь такую армию, какую хотели.

Напомню, население Советского Союза перед войной составляло около 197 млн чел., включая жителей недавно вошедших в состав СССР Прибалтийских республик, Западной Украины и Белоруссии. За первые месяцы войны, а затем летом – осенью 1942 г. немцы захватили территорию, на которой проживало около 73 млн.

Из оставшихся 124 млн и можно было призывать в армию тех, кто достиг призывного возраста, был годен по состоянию здоровья, и кто не являлся специалистом, имеющим бронь.

И хотя, даже с учетом захваченных территорий, призывной ресурс СССР был выше, чем у Германии (население которой составляло 69,3 млн чел.), надо понимать, что существовало несколько факторов, которые существенно уменьшали наше количественное преимущество в призыве относительно возможностей Германии.

Во-первых, использование для своих нужд производственных мощностей союзных и оккупированных государств позволяло Германии дополнительно освободить для призыва мужское населения из собственной промышленности.

Во-вторых, использование дешевой (практически бесплатной) рабочей силы остарбайтеров также высвобождало немецких мужчин для военной службы.

В-третьих, низкая производительность труда в промышленности и сельском хозяйствеСССР (на порядок ниже, чем в Германии) диктовала необходимость иметь в этих секторах экономики большое количество работников. А тяжесть этого труда не позволяла привлекать женщин.

В-четвертых, не требует особых доказательств тот факт, что чем больше территория государства и его население, тем больше требуется рабочих рук для содержания и обслуживанияего инфраструктуры. Поэтому значительная часть населения СССР должна была привлекаться для содержания огромного хозяйства – дорог и транспорта, электростанций и линий передач, котельных и трубопроводных сетей и многого другого. Нельзя было забывать и о гражданском населении, его надо было кормить, лечить, учить, одевать, – это тоже требовало рабочих рук.

Все эти факторы значительно уменьшали наше демографическое преимущество. Известно, что мужчины призывного возраста составляют примерно ⅙—⅕ от количества населения. Если учесть, что население СССР, оставшееся на не захваченных врагом территориях (124 млн) превышало население Германии (70 млн) на 54 млн, то превышение призывного ресурса СССР составляло примерно 9,5—10,3 млн. Из-за перечисленных выше факторов оно уменьшалось еще на 2–3 млн человек.

Таким образом, наше численное преимущество потенциальных призывников-мужчин составляло 7–7,5 млн.

(Замечание: конечно же, мои выводы не носят строго научный характер, они являются приблизительными, основанными на поверхностных оценках сложившейся тогда ситуации. Но балансовый подсчет численности вооруженных сил сторон, приведенный ниже, показывает, что я оказался недалек от истины.)