По сути, то, что сказал посланец Чан Кайши, было очередное предложение Сталину изменить свою позицию в отношении США и послевоенного устройства мира. Напомню, что в декабре 1945 года СССР не ратифицировал Бреттон-Вудское соглашение, которое делало доллар мировой валютой, а Штаты – мировым гегемоном. И вот сын Чан Кайши, который полностью после войны стал американской марионеткой, говорит Сталину следующее: «Чан Кайши поручил ему откровенно заявить Генералиссимусу Сталину, что Китай заинтересован в сотрудничестве между Китаем, Советским Союзом и США, так как союз между ними имеет большое значение не только для Дальнего Востока, но и для всего мира. Ни один американский представитель из числа тех, которые побывали в Китае и беседовали с Чан Кайши, и в частности генерал Маршалл, ни разу не отзывались плохо о Советском Союзе. Генерал Маршалл сказал, что он полностью доверяет Генералиссимусу Сталину. Разного рода рассуждениями занимаются лишь те люди, которые стремятся заработать себе на этом капитал. Чан Кайши заявляет, что он заинтересован в союзе Советского Союза, Китая и США»[467]. По поводу будущего советско-китайских отношений Цзян Цзинго от имени своего отца заверил Сталина: «Чан Кайши просил его передать, что в будущих международных делах Китай будет заранее советоваться с Советским Союзом и будет договариваться с Советским Союзом, с тем чтобы выступать с общей точки зрения»[468].
Крайне любопытно, как вел себя в этой беседе Иосиф Виссарионович. Он даже давал Цзян Цзинго советы, что надо обязательно принимать помощь США: «Он, тов. Сталин, считает правильной политику дружбы Китая с Америкой, которую намерен проводить Чан Кайши. Советский Союз не может оказать большую экономическую помощь Китаю. Чан Кайши ждет помощи от США, и поэтому его политика дружбы с США правильна»[469].
Сталин еще в 1945 году выступал за единый и нейтральный Китай, по сути, повторяя свою позицию в отношении Германии[470]. Но США и тут старались подмять китайцев под себя, готовясь создать полностью подконтрольное им государство. Как прекрасный дипломат, Сталин понимал интересы Чан Кайши, но ему, конечно же, не верил. Поэтому ласково поговорил с сыном главы Китая, улыбнулся. И занялся делом. То есть получил от Чан Кайши все, что можно было официально получить от тогдашнего «центрального» правительства Китая. Это важно. Легитимность Чан Кайши не оспаривается никем в мире. 14 августа 1945 года Китай заключил с СССР договоры и соглашения, согласно которым Порт-Артур (Люйшунь) и порт Дальний (Далянь) превращались в «военно-морскую базу, доступную для использования военными кораблями и торговыми судами только Китая и СССР» и «свободный порт, открытый для торговли и судоходства всех стран»[471]. Восстанавливался статус-кво, утраченный Россией по итогам Русско-японской войны 1904–1905 гг., позор поражения был смыт.
Почему же проамериканское правительство Чан Кайши подписало со Сталиным эти соглашения? Потому, что у него был серьезный рычаг воздействия на Нанкин. Чан Кайши потому отправил к Сталину сына, что на части территории Китая (в Маньчжурии) наша армия, по итогам Второй мировой, находилась вплоть до мая 1946 года. Там готовились кадры Национально-Освободительной армии Китая (НОАК), там воинам армии Мао Цзэдуна передавалась масса вооружения: «861 самолет, 686 танков, 43100 орудий и минометов, 13 тысяч пулеметов, корабли Сунгарийской военной флотилии. В Маньчжурии была создана промышленная база по производству военной техники и вооружений»