×
Traktatov.net » Война. Чужими руками » Читать онлайн
Страница 134 из 140 Настройки
. Которое, однако, более было похоже на некий профсоюз и не имело четко выстроенной идеологии[447]. У членов этой партии, которую с полным правом можно назвать партией китайских националистов, было только три базовых принципа, сформулированные вождем Сунь Ятсеном: «национализм, народовластие, справедливость». Общее желание – сильный и независимый Китай, который в тот момент был разделен на зоны влияния различных региональных баронов (генералов), имеющих каждый свою армию. Ситуация усугублялась тем, что части территории страны были, по сути, колониями западных государств, что придавало Китаю еще больше «лоскутности». СССР пытался налаживать отношения с Китаем, причем с «обеими его правительствами». Но каждый раз, когда СССР и Китай приближались к соглашению, против него выступали западные державы, заявлявшие, что если будет подписан договор с Советским Союзом, то державы «изменят свое отношение» к Китаю[448]. Таким образом, в Москве стало ясно, что «центральное» на тот момент правительство не пойдет на улучшение отношений – значит, необходимо поддержать другую сторону. В 1923 году большевики обещают Сунь Ятсену помощь в объединении страны, вслед за ним прибывают около 100 военных советников. СССР делает ставку на Гоминьдан. А что же китайские коммунисты? Их пока мало, они слабы. Первый коммунистический кружок появился в августе 1920 года в Шанхае, первый съезд партии состоялся 23 июля 1921 года. Для его правильного проведения Ленин направляет в Китай товарища Г. Маринга, голландца по национальности, известного также под фамилией Сневлит[449]. Этот славный сын нидерландского народа встретился с Сунь Ятсеном и приложил массу усилий для соединения усилий революционеров Поднебесной. Помимо компартии Китая, он еще успел создать коммунистическую партию в Индонезии. Основываясь на рекомендациях Сневлита, Москва призывает коммунистов (которых пока считаные десятки!) войти в состав Гоминьдана. Удивительно, но это так: коммунисты, сохраняя свою партийную структуру и принадлежность к КПК, влились в Гоминьдан, приняв об этом решение на втором съезде в августе 1922 года.

В марте 1925 года Сунь Ятсен умирает, а во главе Гоминьдана встает Чан Кайши[450]. Под его руководством в 1926 году военные силы революционеров, вооруженные и подготовленные при помощи русских большевиков, отправляются в так называемый Великий Северный поход. В течение шести месяцев непрерывных боев от власти местных военных правителей были освобождены центральные районы Китая. Не только оружие и офицеров, обучивших его войска, но и деньги на войну Чан Кайши получил от Советского Союза[451]. Любопытно, что любимым полководцем этого китайского лидера был маршал Блюхер. Тот самый, что через 10 лет будет изобличен как японский шпион[452]. Три года (1924–1927 гг.) под псевдонимом «Зой Всеволодович Галин» Блюхер был главным военным советником Чан Кайши[453].

Успехи Гоминьдана приводят к тому, что его руководитель решает, что коммунисты ему мешают, равно как и сотрудничество с Советской Россией. Западные державы, до этого поддерживавшие «центральное правительство», неожиданно сменяют фаворита. В ряде портов Китая начали высаживаться английские и американские войска, якобы чтобы помочь в завершении гражданской войны в нужном русле. В частности, 24 марта 1927 года американские и английские корабли подвергли зверскому обстрелу Нанкин, убив и ранив большое количество мирных жителей. В итоге 12 апреля 1937 года Чан Кайши в Шанхае осуществил госпереворот и одновременно разорвал отношения с коммунистами, при полном благоволении западных держав. Гоминьдан, начинавший как партия националистов, выступавшая против западных держав, рвущих Китай на части, стал силой, которая послушно «легла» под эти самые западные державы. При этом Чан Кайши использовал помощь СССР – взял власть и тут же перебежал на другую сторону. 18 апреля 1927 года Гоминьданом (читай – Западом) сформировано новое китайское правительство, после чего советских военных советников окончательно выгнали из страны. В апреле 1927 года полиция ворвалась в советское полпредство в Пекине, при этом часть сотрудников была не только арестована, но и избита. Удивительная синхронность резкого усиления антисоветской направленности политики нового китайского правительства совпадает с таким же обострением политики Британии: 27 мая 1927 года Лондон разрывает дипотношения с СССР.