Различают также необходимое и возможное знание Бога. Первое — это знание Бога о Себе самом и обо всем возможном, знание, опирающееся на сознание Своего всемогущества. Оно называется необходимым знанием, поскольку не зависит от действия божественной воли. Оно также известно как чистое интеллектуальное знание, в связи с тем что оно является действием лишь божественного интеллекта без сопутствующего действия божественной воли. Возможное знание — это знание Бога о действительности, о том, что было в прошлом, есть в настоящем и будет в будущем. Оно основано на бесконечном знании Богом Своей собственной всеобъемлющей, неизменной, вечной цели и называется возможным знанием, потому что зависит от сопутствующего действия божественной воли. Оно также называется scientia visionis (лат.), то есть знанием видения.
б. Широта знания. Божье знание совершенно в Своей широте. Оно называется всеведением, потому что объемлет всё. Это утверждение можно пояснить и конкретизировать следующим образом: Бог знает Себя и все в Себе, исходящее от Него (внутреннее знание). Он знает все, что в действительности происходит, как в прошлом, так и в настоящем и в будущем, знает все в подлинных отношениях. Он знает скрытую сущность всего, в которую не может проникнуть разум человека. Он видит не так, как человек, наблюдающий только внешние проявления жизни, но Он проницает глубины человеческого сердца. Более того, Он знает, что возможно и что реально, то есть что могло бы произойти при определенных обстоятельствах и что на самом деле произошло. О всеведении Бога свидетельствуют следующие отрывки Писания: Он совершенен в знании (Иов. 37:16), смотрит не на лицо, а на сердце (1 Цар. 16:7; 1 Пар. 28:9, 17; Пс. 138:1–4; Иер. 17:10), наблюдает пути человеческие (Втор. 2:7; Иов. 23:10; 24:23; 31:4; Пс. 1:6; 118:168), знает место обитания (Пс. 32:13) и время жизни людей (Пс. 36:18). Это учение о Божьем знании разоблачает всевозможные пантеистические тенденции, представляющие Бога бессознательной причиной существующих вещей, а также развенчивает идеи Маркиона, Социна и всех, кто представляет Бога ограниченным существом, обладающим ограниченным знанием.
Однако есть один, требующий особого обсуждения, вопрос. Он касается Божьего предузнания свободных действий человека, а значит недетерминированных событий. Мы можем понять, как Бог может знать заранее что-либо, происходящее по необходимости, но трудно представить предведение действий, порождаемых свободной волей человека. Трудность этой задачи привела к тому, что одни богословы стали отрицать предузнание свободных действий человека, а другие — человеческую свободу. Писание совершенно ясно учит нас о Божьем предузнании недетерминированных событий (1 Цар. 23:10–13; 4 Цар. 13:19; Пс. 80:15, 16; Ис. 42:9; Иер. 2:2, 3; 38:17–20; Иез. 3:6; Мтф. 11:21). Более того, Библия не дает нам оснований сомневаться в свободе человека. Таким образом, мы не можем отбросить ни одного из двух условий задачи, стоящей перед нами. Мы не можем решить ее, однако можем приблизиться к ее решению. Бог предопределил события вместе с их причинами и условиями в точном порядке, в котором они будут происходить, и Его предузнание будущего, включая предузнание недетерминированных событий, основано на Его предопределении. Вот решение задачи о Божьем предузнании.