Прежде всего, надо понять, что у ребенка сердце открыто к истине. Но как он чувствует истину, так же чувствует и ложь. Естественно, ребенок, видя правду и ложь у окружающих, не осознает их внутри себя самого. В этом и заключается проблема: разум ребенка еще очень слаб, но при этом очень чист. Только человек с сильным разумом может понять свои неправоту и заблуждения, зато человеку с чистым разумом очень легко понять, в чем неправ кто-то другой. Именно поэтому ребенок всегда безошибочно распознает, когда родители ведут себя неправильно, – он это чувствует сердцем. При этом ему очень трудно понять свои собственные ошибки. Соответственно, дать ребенку наставление непросто: если родитель ведет себя неправильно, ребенок не примет его наставления и советы. Поэтому успех в воспитании, в наставничестве, в лидерстве – суть одно и то же, потому что пока взрослый человек не станет лидером в сердце, т. е. в буквальном смысле слова не возьмет ответственность за свою собственную жизнь, никто не будет серьезно прислушиваться к нему, особенно дети, которые сильно чувствительны ко всему.
Веды объясняют, что воспитывать – не то же самое, что и просто руководить. Руководитель – административный человек. Например, коллективом можно просто руководить: давать людям задания, выдвигать им какие-то требования, обозначать какие-то условия их работы, и если они не выполняют поставленные задачи, то наказывать. Эту деятельность несложно изучить из различных книг по управлению, менеджменту В наше время нет проблемы в том, чтобы понять, как установить порядок и дисциплину в коллективе.
Но ни одного человека не заставишь хорошо относиться к старшему по возрасту или должности, этого нельзя добиться с помощью каких-либо дисциплинарных методов. И в этом-то заключается основная проблема, потому что человек либо мотивируется в сердце своем делать что-то с любовью, а значит качественно, либо нет. Качественно из страха делается недолго, да и качество это сомнительное, не способное принести счастье людям, потому что в любую деятельность вкладывается сила, которой человек связан. Допустим, я буду делать велосипеды из страха, и люди, которые на них будут ездить, будут испытывать то же самое чувство. Поэтому негативное настроение по отношению к подчиненным или ребенку едва ли может принести, в конечном счете, позитивный результат, даже если мы говорим просто о труде. Ребенку же ничего не надо производить кроме своей собственной жизни, и здесь административные меры бессильны. Единственное, что может помочь, это правильная жизнь родителей и тех, кто воспитывает детей.
Есть три грани воспитания. Первая грань – когда человек не может воспитывать детей. В этом случае ребенка лучше вообще не трогать. Если родители ведут себя отвратительно в жизни, дети это чувствуют и не будут слушаться, к каким бы техникам воспитания ни прибегали взрослые. Административные меры будут необходимы, но в то же время надо понимать, что ребенок не будет выполнять сердцем поставленные перед ним требования, он будет делать сказанное просто потому, что это надо выполнить. Здесь главное не разрушить отношения с ребенком окончательно. Потому что если человек ведет себя аморально и при этом заставляет других вести себя правильно, ответной реакцией будет протест, и в результате отношения могут совсем разрушиться.