Читая подобную литературу, важно, мне кажется, отстраниться и скорей не увлекаться формой текста, а попытаться следовать настроению и чувству, в нем воплощенному. Потому что именно в нем суть дела.
Ламы и множества мирных и гневных божеств,
Защитники Дхармы, надзирающие за добродетелью,
Вам приношу я эту молитву:
Самопроизвольно устраните и усмирите все препятствия
Любому устремлению, обычному и высшему.
Жизнь человеческая редко выпадает
И разрушается мгновенно страшной смертью.
Как грянет смерть, полезно, чтоб живые
Как могут помогли своим умершим.
Поэтому сей ритуал я записал,
Чтобы добром направить к чистому рожденью,
Чрез наставленья тайной ваджраяны,
На ухо шепотом поведанные тихо.
Здесь в виде, удобном для практики, содержится чудесный метод, йогическая практика необходимой заботы об умершем. Он взят из круга сочинений, принадлежащих Ваджрабхайрава-тантре, Алмазного Разрушителя Владыки Смерти. Это бодхисаттва мудрости, Арья Манджушри, проявляющийся в своем самом гневном аспекте[584].
Совершающий ритуал должен иметь посвящение в эту систему и должен предварительно исполнить период затворничества и ритуал огня. Только тогда он может использовать этот глубокий метод.
Учитель начинает с освящения ритуальных принадлежностей. Затем он представляет себя божеством (Ваджрабхайравой), а также зарождает видение внешнего божества[585]. Когда это завершено, он призывает покойного прийти и слушать. Это выполняют, произнося следующие слова:
Все принадлежности ритуала видятся как пустые, имеющие умопостигаемую сущность.
Из сферы пустоты появляется первая буква имени покойного, отмеченная тайным бинду и языком пламени. Она полностью преображается, и на ее месте появляется полная форма покойного, со всеми скандхами, элементами и вратами чувств. ОМ ВАДЖРАСАТТВА ХУМ ДЖАХ!!!
Силой истины Будды, Дхармы и Сангхи, и силой истины Семей Будд, называемых Татхагата, Ваджра, Ратна, Падма и Карма, и сердцами, мудрами и мантрами мириад медитационных божеств, а особенно истиной Алмазного Истребителя Смерти и множества божеств его мандалы и благословением самой истины пусть сознание имярек (имя покойного) явится сюда мгновенно, за время, необходимое для появления одной мысли, где бы ни блуждало оно в бардо становления, в любом из трех царств этого мира, шести царств бытия, в океане живых существ, рожденных любым из четырех способов.
В этот момент учитель берет ваджру в правую руку, а колокольчик в левую. Указательный палец и мизинец правой руки вытянуты прямо, а ваджру держат большим и двумя средними пальцами, которые образуют крючок. Показывая эту мудру, правую руку держат над трупом или используемым изображением. Читают следующее: