Другие эпизоды, приводимые Григорием Турским, показывают, что в ту открытую эпоху евреи составляли часть населения, которая была уверена в себе, процветала и не являлась объектом особых неблагоприятных предрассудков.
При этом евреи владеют всеми городскими профессиями, которые известны в западноевропейском Средневековье, среди них много земледельцев. К тому же они выступают в роли учителей христиан в области финансов, международной и транзитной торговли.
Разумеется, первые короли меровингской династии, лишь недавно ставшие христианскими монархами, старались подражать Византии. Возможно, при прямом подстрекательстве Византии в VI–VII веках было предпринято несколько попыток насильственного обращения в христианство — при королях Хильперике и Дагоберте. Многие историки считают, что гонения Дагоберта были вызваны письмом византийского императора Гераклия: император сообщил королю, что, по предсказаниям астрологов, Византия будет опустошена «обрезанным народом». Пророчество сбылось… Только вот «обрезанным народом» оказались не евреи, а мусульмане.
С начала IX века церковные постановления, законодательные уложения и даже сообщения арабских путешественников констатируют присутствие в Каролингской империи значительного числа процветающих иудеев — крупных коммерсантов, знаменитых путешественников, а также землевладельцев и крестьян.
Карл Великий (768–814) не поддавался влиянию духовенства и покровительствовал евреям, которые тогда были главными двигателями торговли и промышленности в Европе. Карл поощрял их торговые предприятия, позволял приобретать недвижимость и заниматься различными промыслами, в особенности судоходством. Некоторые образованные евреи были в числе приближенных императора.
Карл Великий тоже был неграмотным, даром что был великий воин и очень разумный император. У себя в Аахене он любил беседовать с евреями, вернувшимися из дальних стран. Ведь эти люди могли рассказывать о каких-то любопытных вещах, а монахи и рыцари, при всех их достоинствах, не могли.
Посылая посольство в Багдад, к калифу Гаруну ар-Рашиду, Карл включил в состав посольства среди прочих и еврея Ицхака. Этот Ицхак стал единственным, кто вернулся и привез королю белого слона: ответный подарок калифа Гаруна ар-Рашида. Наверное, Ицхак не читал необходимых книг и не знал, что он — коварное и подлое создание. Франкская знать тоже не знала, что они — куда большие патриоты, чем Ицхак; видимо, они и прижились на теплом, богатом Востоке, предоставив Ицхаку одному возвращаться на дикую, голодноватую родину.
Сын Карла, Людовик Благочестивый (814–840), также защищал евреев против враждебного им католического духовенства. При нем они добились получения «защитных грамот», разрешавших им жить по их собственным законам и, в частности, запрещавших крестить их рабов. Пользуясь покровительством при дворе, они не упускали возможности обратить в свою веру христиан, что вызывало наибольшее беспокойство духовенства и служило причиной направленных против них яростных обвинений.
Были случаи, хотя и редкие, когда евреи-выкресты попадали в европейское дворянство. Особенно в Италии, где традиции Римской империи жили и много позже после ее гибели. Итальянское дворянство было сословием сравнительно открытым и жило не в укрепленных замках, а в городах (Ромео стоял под балконом Джульетты в городе Вероне, возле частного дома, а не возле вала и рва укрепленного замка). В Италии права дворянства богатые горожане часто могли попросту купить, и ничто не мешало еврею, принявшему христианство, проделать этот маленький гешефт. Но если ты дворянин, в случае войны изволь являться по призыву своего князя, герцога или короля и вести себя соответственно.