В империи Карла Великого они были ремесленниками, торговцами, сборщиками разных пошлин, музыкантами, занимались медициной и строительством.
В Нарбонне в 768–772 годах евреи становились крупными землевладельцами, и у них на полях и виноградниках работали крепостные-христиане>{135}. Как видно, общество вовсе не выработало какого-то специфического отношения к евреям, как плохим и «неправильным» людям.
В Лионе евреев было так много, и они занимали такое важное положение, что в 849 году базарный день по желанию евреев был перенесен с субботы на воскресенье. Против этого отчаянно, но безрезультатно протестовали христианские епископы, в том числе знаменитый епископ Агобарт>{136}.
Епископ Авит из Клермона (576 г.) долго увещевал местных евреев отречься от веры отцов. Его проповеди не имели успеха, и только один еврей решил принять крещение. Вероотступник навлек на себя ненависть своих прежних единоверцев. Однажды, когда он шел по улице в церковной процессии, какой-то еврей вылил ему на голову прогоркшее масло. Тогда разъяренная толпа в присутствии епископа разрушила синагогу, угрожая перебить всех евреев.
На другой день епископ призвал к себе клермонских евреев и предложил им принять крещение или покинуть город. После трех дней колебаний около 500 евреев согласилось принять крещение, а прочие бежали в Марсель.
Сочинения Григория Турского (VI в.) позволяют нам составить достаточно полное представление о евреях того времени. Из его записей мы узнаем, что евреи были коммерсантами, землевладельцами, чиновниками, врачами и ремесленниками. Вместе с «сирийцами», которых автор упоминает обычно заодно с евреями, они составляли многочисленную часть населения городов, где эти осколки империи занимали первостепенные позиции на фоне плохо отесанных варваров.
Все это позволяет сделать вывод, что в эту эпоху евреи Галлии были многочисленны, влиятельны, поддерживали хорошие отношения и тесные контакты с христианами, что вызывало у церкви озабоченность.
Сирийцы были христианами. Иудеи же являлись для церкви врагами, что объясняет некоторые стилистические обороты, допускаемые автором в их адрес: «обманщики Бога», «упрямцы, недоверчивые люди», «злой и вероломный народ».
Церковь относилась к евреям не очень хорошо… Я бы даже сказал, подозрительно. Галльские епископы жаловались, что евреи покупают рабов-христиан и заставляют их соблюдать иудейские обряды, что иудеи похищают детей христиан и продают их в рабство мусульманам, что они называют свинину «христианским мясом»>{137}.
Насчет краденых и проданных детей — хотелось бы конкретики. Ну, хоть один случай, я вас таки да умоляю! Выведете их на чистую воду, этих предателей и похитителей невинных крошек! Дайте мне оружие против пособников мусульман, норманнов и самого Сатаны!
Но беда как раз в том, что никаких конкретных данных не приводится. Есть эмоции, есть жутко звучащие, но не доказанные обвинения. Ах да! Насчет «христианского мяса»… Ну что тут посоветовать обиженным христианам… Ну, пусть покажут язык или сделают «козу» первому встречному раввину. Или, скажем, начнут называть между собой кошерное мясо «иудейской какашкой». В общем, какие-то детские обиды, и я в силах посоветовать только такие же детские формы удовлетворения.