Горе-знатоки, о которых упоминалось в начале главы, постоянно путают групповой брак с «групповухой», известной им по порнофильмам. На самом же деле «групповой брак при ближайшем рассмотрении выглядит отнюдь не так ужасно, как его рисует себе привычная к публичным домам фантазия филистеров. Поверхностному наблюдателю он представляется в виде непрочного единобрачия»{64}. — насмешливо предупреждал еще Ф.Энгельс. Действительно, ничего ужасного, особенно в наше время, когда непрочное единобрачие фактически стало нормой.
Ревнителям морали постоянно мерещится: позволь хотя бы малейшие послабления, и человечество немедленно скатится к жуткому свальному греху. Отнюдь не обязательно. При групповом браке вообще никаких запретов и никаких моральных проповедников не было, тем не менее, поведение мужчин и женщин в реальности не очень-то отличалось от того, что мы каждый день видим вокруг себя.
Позднее картина группового брака несколько усложнилась: род, разрастаясь, распадался; его «обломки», также разрастаясь, опять же распадались, образуя группу союзных родов — фратрию. Посторонний наблюдатель вполне может здесь запутаться. Однако, если принять во внимание, что «другая» фратрия — это «потомок» прежнего союзного рода, все становится на свои места.
Первоначально Морган, Энгельс, а вслед за ними и все другие ученые считали, что групповой брак возник вследствие стремления людей устранить вред инбридинга, то есть близкородственного скрещивания. Однако в наше время «опровергнуты все гипотезы, связывающие возникновение экзогамии со стремлением предотвратить вред, проистекающий из связей между близкими родственниками»{65}.
По сообщению В.А. Алексеевой, «в советской этнографии только в 1947 г., после специальной дискуссии было признано, что возникновении экзогамии нельзя объяснить ни сознательным, ни бессознательным (за счет действия естественного отбора) стремлением избежать кровосмесительства»{66}.
В книге «Как возникло человечество» Ю.И.Семенов приводит целый ряд доказательств. Наиболее важное из них: «В ходе развития этнографической науки выяснилось, что экзогамия, исключая возможность половых отношений между членами одного рода, в том числе и такими, между которыми невозможно проследить никаких родственных связей, в то же время в своей исходной, дуальной форме не только не исключает, а, наоборот, предполагает связи между ближайшими родственниками — детьми брата и детьми сестры»{67}
Протоэгалитарный (парный) брак
«Разделение труда между полами является одной из самых характерных особенностей доклассового общества. Наличие его отмечено у всех без исключения народов, находящихся на данной стадии. У каждого из них были виды хозяйственной деятельности, которыми занимались либо только мужчины, либо только женщины.
Если оставить в стороне земледельческие народы, то чисто мужскими видами чаще всего были охота, рыболовство, изготовление оружия, сетей, обработка камня, дерева, рога, кости, постройка хижин, лодок. К чисто женским занятиям у неземледельческих народов чаще всего относились собирательство, подготовка мяса и рыбы к хранению, изготовление циновок, корзин, веревок, материалов для одежды, шитье и починка одежды, сбор топлива, приготовление пищи»