Большинство этих рекрутеров мне не нравилось, я их посылал часто, потому что они все время не хотят называть фирму, в которую хотят тебя продать. Мол, если мы вам скажем, вы тогда напрямую туда пойдете, мы тогда наши деньги не получим.
Ну, я так на это смотрю: если они договорились с фирмой, то есть, если фирма им поручила искать человека, то фирма без них уже не возьмет, правильно? Если рекрутер предложит человека, а они скажут, что он сам уже обратился… рекрутер скажет, что это он ему предложил. Если фирма рекрутера решит кинуть, то зачем мне в фирме работать, которая обманывает рекрутера? Если рекрутер считает, что я его обману, то зачем мне с таким рекрутером работать? (Смеется.) Прежде чем соглашаться на интервью, я хочу знать, что за фирма, стоит ли, вообще, время на них тратить. Посмотрю, какие отзывы о фирме, и так далее.
Бывало, рекрутер мне на е-мейл прислает описание фирмы: «Вот, у меня такое предложение, посмотрите». Я говорю: «А что за фирма?». Он говорит: «Ну, я не могу этого сказать, тырым-пырым». Я беру пару фраз из этого предложения о фирме, в Гугл вставляю и вижу то же самое предложение фирмы, говорю: «Вот фирма, вот так называется. Почему тебе трудно мне это сказать? Я могу найти за пять секунд». «Ой, ну это… там» – начинают жаться… Я с такими предпочитал не общаться (смеется).
А есть такие рекрутеры, которые совершенно не стесняются сказать, какая фирма. Потому что у них действительно есть поручение от фирмы, они ищут, и фирма их не кинет. Я считаю, значит, им можно доверять, и фирма и рекрутер не хочет никого кинуть.
В итоге нашел я себе другую работу, сказал начальнику: «Знаешь, я ухожу, все». У меня это заняло, не торопясь, наверное, месяца два-три, я особо не напрягался.
– Можешь посоветовать парочку сайтов для поиска работы?
– По-моему, www.computerfutures.com. Если правильно помню, это была фирма, через которую я нашел предыдущую работу. Последнюю я нашел без рекрутеров. А каких-то других я не запомнил, честно тебе скажу. У меня на «Ксинге»61 есть профиль. Там периодически, просто не просишь их, а они присылают: «Может вы хотите работу поменять?».
Рекрутеры только этим и занимаются. Они получают, от фирм, от работодателей, профиль, кто им нужен. И начинают ходить граблями по всему интернету, вычесывать людей, которые могут заинтересоваться этой позицией. Они ищут в «Ксинге» по каким-то ключевым словам людей, и всем пишут стандартный текст: «Здравствуйте, мы хотим Вам… Может у Вас есть интерес, там, поменять работу, вот у нас есть такая вот интересная фирма и даже много позиций есть, которые мы ищем в Вашем регионе, там, тырым-пырым»… Это их работа, и они этим занимаются.
Им только работодатель платит. У них, по-моему, договор какой-то, что они там, чуть ли не полугодовую зарплату получают, но по частям. Часть сразу, а часть примерно через полгода, когда человек пройдет испытательный срок.
Кстати, тоже интересный момент, – здесь принято все долгими сроками планировать. Здесь испытательный срок полгода – легко. И время, за которое нужно предупреждать о том, что ты хочешь уволиться с работы, может быть стандартным три месяца в договоре, а может быть и полгода. В России, конечно, привыкли – две недели и все: «Пока!» (