– Немного провокационный вопрос: какие две вещи в Германии тебе нравятся меньше всего? Что напрягает или раздражает?
– Несмотря на то, что социальная сфера мне очень нравится здесь, но в некоторых случаях слишком много социальной помощи… Это дает возможность людям, которые не хотят работать, не работать и заниматься, например, чем-то незаконным. В том числе это касается наплыва беженцев, которые, собственно, недавно из Сирии бежали, и Германия таким вольным жестом их приняла к себе… Я считаю, что это создает дополнительную нагрузку на государство, и их нужно было бы принимать поменьше. Потому что, в любом случае, это все будет выплачиваться из кармана налогоплательщиков. Вот. Это то, что мне не нравится.
Второй вопрос – это заработные платы. По сравнению, скажем, со Штатами, тут заработные платы ниже существенно. В той же IT-сфере. В принципе, во всех других, я думаю, тоже. Здесь примерно все будут равны, что врач, что программист, что кто-то другой. В принципе, это и плюс – социальной напряженности нет. Но с другой стороны, у тебя есть меньше возможностей вырасти в заработной плате, в карьере и так далее.
– Какой у тебя сейчас визовый статус?
– У меня Blaue Karte, и она истекает в начале следующего года. И в начале следующего года я уже могу подать на ПМЖ. Только мне нужно будет сдать немецкий на уровень B156. Я думаю, я его сдам.
Что думаю про гражданство? Да, я думаю, это хорошая идея. Потому что с немецким гражданством ты уже безвизовый в любой точке мира. Это, во-первых. Во-вторых, возможно, что-то изменится и, когда ты, там, станешь старше… возможно, у тебя будет стремление зарабатывать меньше и больше возможностей работать с собой, с тем, что тебе нравится. И вот эта социальная система здесь этому способствует.
– А какие варианты еще рассматривались? Вернуться назад? Поехать в третью страну?
– Ну, я думал о соседней Швейцарии, потому что там зарплаты еще выше и, в принципе, культура похожая, вот. Но туда очень сложно попасть. И рынок работы намного меньше, что естественно, так как страна меньше. И это немножко другая ментальность у людей. Ментальность была основана на их религии. Была или есть, наверное, еще… такая ветвь христианства – кальвинисты. Они очень прижимистые в расходах, постоянно накапливают деньги, против излишних трат. Этим славится также Голландия. Если в Германии все прижимистые, то в Швейцарии все еще более прижимистые (улыбается). Ну, Германия, их менталитет меня в этом плане примерно устраивает. А в Швейцарии, я пока не знаю.
– Скажи, пожалуйста, можно ли выделить какие-то вехи, этапы твоего миграционного процесса за последние 10 лет?
– Во-первых, когда я заканчивал университет в 2003-м, мне был 21 год. Я уже тогда нашел работу, точнее подал свое резюме в одну контору в Швеции. И мне ответили, пригласили даже на интервью. Но интервью я не прошел.
Я, значит, съездил туда, интервью не прошел, несмотря на то, они меня пригласили, оплатили весь проезд и все такое, все было замечательно. Мне сказали тогда, что они передумали иметь эту позицию [