×
Traktatov.net » Психология лидера » Читать онлайн
Страница 105 из 146 Настройки
, а не на внутренней рациональности бизнеса.

Таким образом, первый уровень кармы связан с тем, что существуют предпосылки, обусловленные личностью, которая была сформирована в детстве и по сей день остается абсолютно непознанной. Здесь следует вспомнить о первичной сцене, диаде, понятии «Сверх-Я», то есть о фундаментальных проблемах классического психоанализа, которые сам он, тем не менее, не решил. Психоанализ открыл бессознательное, но не его элементарные структуры. Например, в поведенческих финансах обсуждаются феномены уже виденного, реинкарнации предшествующих переживаний; утверждается, что людьми часто движут отложения прошлого опыта, о котором они не знают. Часто ссылаются на психобиологию (отголоски рептилии, обезьяны, собаки, мыши), а именно на то, что, в соответствии с эволюционизмом Дарвина, каждый индивид сформирован предыдущими древними этапами жизни, которые сегодняшний человек уже превзошел, но которые, тем не менее, продолжают присутствовать в нем как давний скрытый фундамент структуры его личности. В экономической психологии ведется речь о том, что в сфере эмоций большое значение имеют наслоения прошлого, которые неожиданно активизируются в настоящем в выборах, совершаемых взрослым человеком. Для обоснования подобных утверждений опять же привлекается теория дарвиновского эволюционизма, исходя из которой в человеке имеются элементы змеи, обезьяны, рыбы – всех видов животных вплоть до высшего вида – человека. Если встать на эту точку зрения, то придется допустить, что индивид должен расплачиваться, испытывая на себе влияние кармы эволюции собственного вида.

Я не согласен с этими формами эволюционизма, потому что считаю, что эволюционизм не соответствует действительности: человек появился на этой планете в силу другого вмешательства. Тем не менее, карма пережитого опыта имеет место, но речь идет лишь об опыте первых биологических, семейных, сексуальных, агрессивных, аффективных отношений из раннего детства. Карма – это необходимость последствий, обусловленных выборами, совершенными в начале жизни. Эти выборы совершаются с момента пребывания в материнской утробе и имеют наибольшее значение в первые четыре года жизни. Когда ребенок, пусть и маленький, говорит «нет», это означает, что он уже способен на некоторую индивидуальную автономию. В дальнейшем стереотипы формируются прежде всего в период выработки защитных механизмов.

В зависимости от того, какими были фактические реакции субъекта в раннем возрасте, ему приходится иметь дело с теми или иными последствиями в развитии собственной личности. Так, я неоднократно приводил пример (из моей клинической практики), иллюстрирующий ошибочность представлений о законах наследственности: если двух младенцев, один из которых родился в семье людей, больных туберкулезом, а другой – больных раком, без ведома их родителей поменять местами (то есть поместить ребенка из семьи, болеющей туберкулезом, в семью больных раком и наоборот), то в дальнейшем, наблюдая за привычками и типом поведения этих детей, мы обнаружим, что каждый из них приобрел поведение, свойственное не его биологической семье, а той семье, где он воспитывался и жил, и впитал в себя соответствующую болезнь. Существует также феномен