×
Traktatov.net » По велению Чингисхана » Читать онлайн
Страница 637 из 675 Настройки

Карл Густав Юнг, «Душа и миф»

После разговора с Сиги-Кутуком старик окончательно понял, что положение усугубилось. Эту мысль подтвердил и купец Махмуд:

– Друг мой, если уж на то пошло, этому Чагатаю, Сиги-Кутуку или же старику сурджуту, который тоже является членом Верховного суда, на самом деле безразлично, виноват по-настоящему твой воспитанник или нет. Для них: нашелся повод – и все. Привязать к ответственности твоего Курбана, значит лишь дать острастку для всех других высокопоставленных тойонов, предупреждение, что будет с каждым так же, если они осмелятся нарушить хоть одну букву Джасака, короче, чтоб они знали свое место и всегда помнили об ответственности… Видимо, ради этого они готовы принести твоего несчастного мальчика в жертву.

– Нет, погоди, а как же тогда правда, Господь Бог? Если не считается, не принимается во внимание, где правда, а где ложь, что правильно, а что нет, тогда ради чего мы?!. – у Аргаса потемнело в глазах, что кто-то другой так точно угадал все его затаенные мысли, его догадки, а, значит, так и есть на самом деле. В ярости он вскочил с места, а правая рука потянулась к левому боку, к рукояти сабли. – Да я!.. Я…

– Успокойся, успокойся, почтенный! Я-то в чем виноват? – купец грустно улыбнулся и, обняв старика за плечи, усадил обратно. – Если насчет Бога, то возьми хотя бы пример приношения в жертву агнца… В чем же он может быть виноват? Точно так же, наверное, требуется жертва настоящая, то есть невинная, чистая, безгреховная… Каким является Курбан.

– Нет, я не принимаю это! Не понимаю! Совершенно… Напрочь… Почему все должно решаться так, одним махом? Почему не принимается во внимание правда каждого отдельного человека, истинное положение дел, подробности произошедшего события?..

– Не надо, не надо так, Аргас… Не говори лишнего в гневе. Это не только бесполезно, но может иметь дурные последствия… Что делать? Везде так, поверь мне, человеку, немало побродившему по разным странам. Кажется, везде, для того, чтобы руководить, управлять великой страной, всем народом, проще применять такие же общие меры устрашения, что применяются для управления стадом или табуном, а не вникать в частные случаи, – купец Махмуд обнял старика за плечи. – Теперь тебе уже не удастся вызволить своего парня из когтей этих хищников. Так что, мне кажется, только один человек может помочь тебе в данной ситуации – это хан…

* * *

Что еще оставалось сделать человеку, прижатому обстоятельствами? Аргас теперь все свое время посвятил тому, чтобы поскорее встретиться с ханом. До сих пор, сколько помнит Аргас, он никогда еще не обращался к хану по своему личному вопросу. Всегда хан сам вызывал его в начале или конце года, чтоб навести справки о том или ином человеке, которого прочили на ту или иную высокую должность. Поэтому старик отправился в путь с надеждой, что он не откажет ему в одной-единственной просьбе.

Из Отрара, перейдя через знаменитые Красные пески, минуя оставшиеся целыми крепости Сэрэник и Нур, которые не стали оказывать сопротивления, добрался до Бухары, превращенной в пепелище и руины. Даже не верилось, что это та самая Бухара, прославленная богатством и роскошью, поражавшая обилием товаров. Теперь это были лишь развалины, покрытые пеплом и сажей.