Далее мы продолжили посиделки и принялись за новую порцию утятины. Самым довольным выглядел Карча, будто это он недавно поразил мишени.
— Разве нельзя как-то договориться? — спрашиваю князя Андрея, который наконец-то появился в Чернигове, — Ведь есть общий враг, он только и ждёт новой замятни в русских землях. Да и войны между половцами — для них праздник.
У нас сегодня пир, но присутствуют только самые близкие воеводы и бояре моего родича. Из моей компании за стол пригласили дядю, ближников и Тамызака. После того, как народ насытился, зашёл разговор о политике. Мне описали ситуацию, о которой я и так был в курсе. Хорошего мало, мягко говоря.
— Переяславцы не позволят, — ответил князь, — Это они поддерживают и науськивают Михаила.
— Зачем им это?
— Так мы богатые. Тот же Новгород-Северский приносит больше гривен, чем вся Переяславская земля, чего уж говорить о Чернигове. Ещё и на войско им приходится тратить больше. Вот и хотят переяславцы подмять под себя нашу землю.
Мда. Как же меня всё это бесит. Но пока сделать ничего не могу. И говорить это князю тем более глупо. Не поймёт.
— А если всё решить на совете князей в Киеве? — делаю ещё попытку разобраться в ситуации.
Оба брата ответили на мою сентенцию дружным хохотом.
— Рассмешил ты нас, Юрий, — Андрей даже смахнул слезу, — Думаешь, владимирцы или твои смоленские родичи не знают, что здесь происходит? Так они же и натравливают на нас переяславцев. Ну, может, дед твой, Мстислав, явно этого не делает — его больше Киев заботит. Но и Чернигов не мешает ослабить, дабы больше купцов от нас к киевлянам ушли. А Ярослав и Святослав Всеволодовичи Владимирские даже не скрывают своих притязаний, пусть и через этого дурачка Мишку.
Тяжело с ними. Вот нет на Руси понятия необходимости единого государства. Плохо, что сами князья считают эту ужасную ситуацию нормой. А Ярослав Всеволодович, насколько я помню, является папахеном Александра «нашего всё» Невского. Тот тоже в политике особой разборчивостью не отличался.
— Я пошлю гонца к хану, — говорю черниговцами, — Попрошу, чтобы как можно меньше наших ушло на Русь. Но у нас сейчас нет единства, поэтому кто-то нарушит договорённости.
Это новость князья восприняли нормально. Люди деловые, и прекрасно понимают мотивацию наших ханов. Хотя, даже такая новость — уже помощь для моих черниговских родственников.
— Юра, а ты действительно не промахиваешься? — вдруг спрашивает князь под хохот младшего брата.
Нет, Карча нужно бить, и желательно — ногами. Беру со стола нож, пробую баланс, и резко метаю его в стену. Попадаю точно в жука, который полз по бревну.
На следующий день уже серьёзно общаемся втроём. Младший брат, правда, молчит — говорит в основном Юрий. Сначала обсудили кое-какие торговые дела. Черниговцам нужны лошади, а их у нас сейчас в достатке. Думаю, переяславцы спокойно пропустят табун через свои земли. Война войной, но торговля при этом идёт в обычном режиме, да и города с сёлами особо не страдают. Ведь для завоевателя главное — захватить ресурсы противника. Зачем ему выжженная земля? Ну, пограбят немного, девок изнасилуют — рабочий момент.