×
Traktatov.net » Невидимая рука… банков » Читать онлайн
Страница 37 из 123 Настройки
.

Банковский бизнес США резко сместился от финансирования рынка ценных бумаг с частичной оплатой в кредит и международных займов к финансированию нарастающего огромного долга федерального правительства. Банки стали, по сути, трейдерами государственных облигаций, а не коммерческими кредиторами бизнеса. Фондовый рынок не обновит свои максимумы 1929 года еще почти 40 лет.

Долгосрочным последствием политики эпохи Рузвельта стало резкое ослабление могущества международного частного банковского дела, особенно инвестиционного, которым занимались J.P. Morgan, Kuhn, Loeb & Co, «Диллон Рид» и другие. Их способность извлекать обильные прибыли из страхования облигаций в Европе или Латинской Америке рухнула в сентябре 1931 года, когда Великобритания вышла из золотого обменного стандарта.

При отсутствии золотого стандарта в качестве психологической поддержки для возможного риска, присущего крупным международным кредитам, банки были вынуждены внимательно рассматривать реальные кредитные риски своих заемщиков. И они ужаснулись увиденному. В результате международное кредитование иссякло практически в одночасье. Банки, боясь неплатежей, потребовали погашения существующих кредитов. Совокупный эффект способствовал самовозобновляющемуся циклу неплатежей и дефляции во всем мире.

После этого J.P. Morgan & Co. никогда больше не смог оправиться и восстановить свое былое господство в нью-йоркских и международных финансах. С давних времен, когда Морган «со товарищи» были эксклюзивными банкирами Министерства финансов Великобритании во время Первой мировой войны, бизнес Дома Моргана, сцементированный в 1920-х годах близкой дружбой между протеже Моргана Бенджамином Стронгом из Федерального резервного банка Нью-Йорка и Монтегю Норманом из Банка Англии, строил свое растущее международное влияние через углубление и усиление связей с могущественным, но смертельно ослабленным лондонским Сити.

Летом 1931 года, в момент отчаянных и бесплодных попыток Банка Англии и его главы Нормана удержать Великобританию на золотом стандарте, Стронг сказал последнему, что британскому правительству стоило бы разработать пакет чрезвычайных спасательных мер совместно с J.P. Morgan & Co., финансовым агентом США при правительстве Ее Величества с 1914 года.

Британское лейбористское правительство Джеймса Рамсея Макдональда раскололось в результате нежелания большинства членов кабинета принять суровые сокращения британских пособий по безработице, потребованные J.P. Morgan & Co. в качестве предварительного условия для выдачи кредита. Морган обещал организовать синдикат нью-йоркских и других банков и собрать значительную сумму в 200 миллионов долларов, чтобы спасти фунт, а с ним и золотой стандарт[74]

В итоге Морган опоздал. 19 сентября 1931 правительство Макдональда объявило, что Великобритания решила полностью отказаться от золотого стандарта. С этим решением фактически завершилась стратегическая игра Дж. Пирпонта Моргана по включению Великобритании и лондонского Сити в нью-йоркскую финансовую империю в качестве партнеров. Отныне британское правительство никогда больше не воспользуется услугами J.P. Morgan & Co. в качестве своего эксклюзивного правительственного финансового агента в США, роль которого Морган играл с 1914 года к своему огромному преимуществу