Бог, явивший милость Адаму и Еве до и после грехопадения, Бог, радовавшийся, благословляя еврейский народ в плену, «Бог всякой благодати» Петра, сегодня остается тем же милосердным и щедрым Богом. Благодать — суть Его естества, а Он — неизменен. Он — милостивый хозяин из притчи о винограднике — неустанно ходит по рынку жизни и ищет тех, кому нужно заработать на пропитание, а потом ведет их к себе в виноградник и вознаграждает, причем вознаграждает не по труду.
Главная причина, по которой мы не ощущаем Божьей благодати, — наше заблуждение в том, что мы думаем, что спасены по благодати и теперь обязаны «отработать» и заработать Божьи благословения. Сегодня люди часто говорят: «Время бесплатного супчика прошло» (что в нашем обществе, в общем-то, верно). Это высказывание мы переносим на наши взаимоотношения с Богом.
Но мысль о том, что нам нужно Богу за все платить — богословская ошибка. И корень ее — в нашем сердце, в нашей гордыне. Известный богослов Р.С. Спрул писал:
«Нам труднее всего поверить, что спасение дается только по Божьей благодати. Нашей гордыне очень трудно примириться с существованием благодати: благодать нужна кому-то другому, какому-нибудь попрошайке, а мы не хотим жить на Божье «пособие по безработице». Мы сами хотим заработать себе билет на небо, сами хотим искупить свои грехи. Нам нравится думать, что в рай мы попадем за собственные заслуги».
Доктор Спрул здесь пишет о благодати Божьей, явленной в спасении, но гордыня мешает нам не только обрести спасение, но и жить. Мы не только хотим (хотя бы частично) оплатить дорогу к Богу, но и настаиваем на оплате. Как сказал доктор Спрул, «благодать нужна кому-то другому, какому-нибудь попрошайке», а не нам.
Хочу рассказать случай из своей жизни. После смерти первой жены, Элеоноры, вскоре Бог привел в мою жизнь еще одну очаровательную и набожную женщину, которую мы с Элеонорой знали уже много лет. Спустя год с небольшим после смерти Элеоноры мы с Джейн поженились. Еще через несколько месяцев, я понял, что испытываю смутное чувство вины, хоть и не сомневался: Сам Бог вел нас к этому браку. А однажды я понял, что чувство вины появилось от того, что я «не исполнил своего долга»: не скорбел в одиночестве долгие месяцы, как это происходило со многими моими друзьями, потерявшими супругу. Мне казалось, что я не заслуживаю такого благословения так скоро — сразу же после смерти Элеоноры. Я понял, что подсознательно не даю себе наслаждаться всей полнотой благословения, которое Бог столь явно мне дал. Я перенял мирское мышление: благословение нужно заработать страданием, жертвой или тяжким трудом.
Порой почти унизительно сознавать, что нам нечем заплатить за свои отношения с Богом. Подумайте о работниках из притчи, о тех, которые проработали всего один час. Что они чувствовали, увидев, что получили столько же, сколько те, кто проработали под палящим солнцем двенадцать часов? Что они чувствовали: благодарность за щедрый дар или стыд, что не отработали зарплаты? Если жили в соответствии с философией дел (которой мы так часто придерживаемся), то — стыд. Им была