И тогда истопник сказал ему:
– Горе тебе! Я, человек простой и бедный, не могу быть допущен к царю и вынужден любоваться им издали и через маленькое отверстие. Ты же, человек умный и воспитанный, способный заседать в царском совете и постоянно нужный царю, теперь обречён на ту же участь лишь потому, что не сумел вести себя хорошо и внимательно, взвешивать свои слова перед царём. Послушайся меня: исправь своё поведение – и ты всегда будешь восседать возле царя!
Сам на себя накликал
Ослепший на оба глаза, с параличом рук и ног и весь покрытый вередами, доживал Нахум иш-Гамзо последние дни в своей обветшалой, полусгнившей избушке. Под ножки кровати, на которой он лежал, поставлены были лоханки с водою, чтобы не давать муравьям всползать к больному.
Ученики его, замечая, что избушка грозит обрушиться, собирались вынести больного, а затем и его вещи.
– Нет, дети мои, – сказал Нахум, – раньше вынесите вещи, а затем кровать: пока я здесь, изба – я надеюсь – не обрушится.
Они так и сделали. И как только была вынесена кровать с больным, избушка обрушилась. Говорят ему ученики:
– Учитель! За что тебе, угоднику Божьему, такие ужасные муки посланы?
– Дети мои, – отвечает Нахум, – я сам испросил себе у Бога эти муки. Дело было так. Отправился я однажды в гости к моему тестю и на трёх навьюченных ослах вёз ему подарки: на одном – съестные припасы, на другом – вина и разные напитки, на третьем – плоды и сласти. В дороге останавливает меня бедный, измождённый от голода странник и просит:
– Учитель, дай мне поесть чего-нибудь!
– Подожди, – отвечаю я, – дай мне развьючить сначала.
И пока я не спеша начал развязывать тюки, странник свалился с ног и тут же умер.
Увидя это, припал я к трупу и воскликнул:
– Глаза мои, которые не сжалились над твоими глазами, – пусть они ослепнут! Руки мои, не пожалевшие твоих рук, пусть отрезаны будут! Ноги мои, не пожалевшие твоих ног, пусть отсечены будут!
Наконец я в отчаянии воскликнул:
– И пусть всё тело моё неизлечимыми язвами покроется!
Говорят ученики:
– Горе нам, что мы в таком положении видим тебя!
Отвечает им на это Нахум:
– Горе было бы мне, если б вы меня не видели в этом положении.
Два юды – два йода
Хасидская притча
Однажды Юда Кадош (Иаков Ицхак из Пшисхи) спросил своих хасид им:
– Как вы обоснуете такое утверждение: если два юды (еврея) сидят рядом, не стремясь друг друга превзойти, то Бог простит им все прегрешения?
Так и не дождавшись ответа, ребе рассказал такую историю:
– Однажды, когда я был маленьким и в первый раз сел изучать алеф-бейс (алфавит), то, указав на букву йод, спросил своего меламеда (наставника):
– Что это за точка?
– Это буква йод, – ответил он.
Тогда я указал на две стоящие рядом буквы йод:
– А какое слово выйдет, если они рядом?
– Две рядом стоящие йод, – ответил меламед, – обозначают Святое Имя Бога.
Меня всё это очень заинтересовало, и я стал зачарованно разглядывать страницы Хумаша (пятикнижия), стараясь найти Имя Бога в виде двух соседних йод. И вдруг на глаза попались две точки, стоящие друг над другом.
– А это что такое? – спросил я.