×
Traktatov.net » Еврейские притчи. Мудрец выше пророка » Читать онлайн
Страница 62 из 79 Настройки

И он сказал себе:

– Почему «приезжаю завтра»? Я что, собирался приехать в следующем месяце? Или в будущем году? Моя жена и так знает, что я приеду, как только продам пшеницу.

Поэтому он вычеркнул слова «приезжаю завтра».

Далее он подумал:

– Моя жена и так прекрасно знает, что я поехал продавать пшеницу, так зачем писать «пшеница продана»?

Он эти слова тоже вычеркнул, а потом начал смеяться.

Он подумал и сказал:

– Я пишу своей жене, зачем же мне писать «люблю и целую»? Я что, пишу чужой жене? Это что, день рожденья моей жены, или какой-нибудь праздник?

Так он и эти слова вычеркнул. Теперь осталось только имя «Иосиф».

Посмотрев на имя, он сказал себе:

– Иосиф, ты что, с ума сошел? Твоя жена знает, как тебя зовут.

Поэтому он порвал телеграмму и, счастливый, что сэкономил много денег, избежал глупости, ушел с почты.

Двадцать пять способов прихода денег

Ребе Зуси надо было вернуть долг к утру, а денег не было. Ученики заволновались, откуда добыть денег, а ребе был спокоен. Он взял лист бумаги и написал двадцать пять способов, которыми могут прийти деньги. И на отдельной записке написал ещё двадцать шестой.

Наутро деньги откуда-то пришли. Тогда ученики прочитали весь список из двадцати пяти возможных способов, но в нём не оказалось того случая, благодаря которому пришли деньги. Тогда ребе Зуся открыл отдельную бумажку. Там написано: «Бог не нуждается в советах ребе Зуси».

Советник царя

У царя был советник, которого царь отличал особым благоволением.

– Проси, я дам тебе это, – сказал ему однажды царь.

Подумал советник царский: «Если попрошу серебра и золота, царь даст мне; он в этом мне не откажет. Попрошу я лучше царевну в невесты: вместе с нею придёт и всё остальное».

Долг портному

Хасидская притча

Однажды ребе Зуся из Аниполя заметил, как его ребецин (жена ребе) тихонько утирает слёзы.

– Что случилось? – поинтересовался он.

Вначале женщина не хотела ничего говорить, но после долгих расспросов ответила, что даже её лучшее платье штопано-перештопано и местами протёрлось почти до дыр. Много лет оно служило праздничным нарядом, но теперь уже недостойно того, чтобы почтить в нём шаббат (субботу). Ребе прекрасно понимал стремление жены нарядно одеться в святой день, поэтому поднатужился, добыл денег и купил ей ткань на новое платье. Обрадованная женщина немедленно понесла ткань к портному, и тот пообещал пошить платье к пятничному вечеру, за несколько часов до начала шаббат.

В ту пятницу ребе предвкушал, как его жена будет сиять от удовольствия, празднуя субботу в новом платье. Но она надела свой старый наряд. Увидев изумление на лице мужа, ребецин сказала:

– Портной сам пришёл ко мне с новым платьем. То была прекрасная работа. Но он был явно чем-то расстроен, и я спросила, что его беспокоит. Портной признался: будущий зять увидел его за работой над моим платьем и решил, что это свадебный наряд для дочери. И молодой человек побежал сообщить своей кала (невесте) радостную весть. Ну что я могла поделать? Узнав, что платье предназначается не ей, девушка очень расстроилась бы, и её отцу стало бы неловко. В общем, я отдала платье портному в качестве свадебного подарка.