– Всегда требуй, сынок, чтоб к тебе относились как к господину, и тебе будут давать лучшую комнату в гостинице, твоей лошади – лучшее стойло в конюшне, а твоему кораблю – лучшее место в гавани.
Отец и сын путешествовали в собственной кибитке, запряженной двумя лошадьми. Однажды их кибитка застряла в грязи в какой-то безлюдной местности. В довершении всего стемнело, и хлынул холодный ливень. Путники вынуждены были распрячь лошадей и верхом добираться до ближайшей деревушки. Гостиницы не было видно, и отец с сыном стали стучаться в разные дома. Хозяева, услышав незнакомый язык, что-то кричали в ответ и не открывали двери. Путники прошли всю деревню, и, наконец, дверь самой последней лачуги отворилась. Оборванная старушка жестом пригласила их войти. Юноша, увидев закопченные стены и потолок, попятился.
– Отец, мы не можем ночевать в такой грязной лачуге.
– В бурю – любая гавань хороша, сынок, – ответил купец и дал хозяйке медную монету.
Старушка прижала монетку к груди и засмеялась.
– Она так радуется, словно это не медная монета, а золотая, – усмехнулся сын.
– Как в бурю – любая гавань хороша, так и в бедности любая монета кажется золотой, – спокойно заметил отец.
Гость в доме
Когда Гиллелю задавали вопрос:
– Куда идёшь ты, учитель?
Гиллель иногда отвечал:
– Иду подкрепить себя пищей и этим оказать радушный приём моему гостю.
– Какой же это у тебя ежедневно гость в доме?
– А бедная душа разве не тот же гость в нашем теле? Сегодня она здесь, а завтра, глядишь, и нет её.
Дважды
Однажды в комнату ребе Хаима из Цанза зашел нищий. Долго рассказывал он о своей прошлой жизни, о разорении и нынешних бедах, и по щекам ребе текли слезы. Молча он открыл ящик стола, вынул оттуда крупную купюру и отдал нищему. Простился с ним и остался в комнате один. Но несколько минут спустя выбежал на улицу и, догнав нищего, дал ему еще раз милостыню.
– Всевышний велел нам помогать нуждающимся. Я понял, что первую сумму денег я дал, чтобы унять свою сердечную боль и успокоить совесть.
Но этим я помог себе, стало быть, не исполнил заповедь. Поэтому только вторая сумма может считаться милостыней.
Притча о деньгах
Ученик спросил:
– Учитель, что такое деньги?
Учитель взглянул на спросившего и рассмеялся:
– Только не говори, что ты не видел денег. По крайней мере, ты однажды платил за обучение в школе! Лучше спроси еще раз!
– Да, конечно, – улыбнулся ученик (видно было, что он хочет задать непростой вопрос). – Что такое деньги в кошельке покупателя?
– А это очень хороший вопрос, – одобрительно кивнул головой учитель. – В кошельке покупателя деньги… – он сделал паузу, подумал и улыбнулся. – Да, в этом случае они вообще ничего не значат!
– Как же так? – удивился ученик, – ведь мы всегда говорим о прибыли, считаем расходы. Предприятие, в котором не будут цениться деньги, просто разорится!
– Ты прав, – сказал учитель, – но мы ведь говорим о деньгах в кошельке покупателя! До тех пор, пока деньги лежат в его кошельке, это просто кусочки бумаги или металла. Человек может думать о том, что он на них купит, но это – в его голове, а не кошельке!