А серебряный крест – это крест всех тех, кто властью облечён, – это крест пастырей Церкви Божией, крест ближайших слуг царёвых. У всех них тоже много забот и скорбей.
Медный крест – это крест всех тех, кому Бог богатство послал. Ты вот им завидуешь и думаешь, какие они счастливые. А богатым тяжелее жить, чем тебе.
Тебе, после своих трудов, можно спокойно уснуть: никто не тронет твоей убогой хаты и твоего малого добра. А богатый человек всегда – и днём и ночью – боится, как бы кто-нибудь не обманул его, не обокрал, не поджёг его дом. Кроме того, богатый за богатство своё ответ Богу даст: как он своё богатство употребляет. А случится беда – обнищает богач: сколько скорбей тогда на него обрушится!
А вот железный крест – это крест людей военных. Порасспроси тех, которые бывали на войне, и они скажут тебе, как им часто приходилось проводить ночи на голой, сырой земле, терпеть голод и холод.
Каменный крест – это крест людей торговых. Тебе нравится их жизнь, потому что им не приходится работать, как тебе? Но разве не бывает, что едет купец за море, тратит весь свой капитал на товар, а товар весь гибнет от кораблекрушения, и возвращается несчастный купец домой совершенным бедняком?
А вот деревянный крест, который ты так легко внёс на гору, это и есть твой крест. Ты жаловался, что жизнь у тебя трудная, а теперь вот видишь, что она гораздо легче, чем жизнь других людей.
Знал сердцеведец Господь, что во всяком другом звании и положении ты погубил бы свою душу, вот Он и дал тебе крест самый смиренный, самый лёгкий – крест деревянный.
Итак, ступай и не ропщи на Господа Бога за свою бедную долю. Господь даёт каждому крест по его силам – сколько кто может снести.
При последних словах старца поселянин проснулся, поблагодарил Бога за вразумительный сон и с того времени никогда больше не роптал на судьбу.
Шутка
Один старый еврей похоронил жену. Горюет и плачет год, другой. Увидел это ребе Шолом и пригласил его в хедеру к своим любимым ученикам. И рассказал ребе им одну историю, которая развеселила каждого. Когда он ее закончил, кто-то из слушателей громко хохотал, кто-то тихо смеялся, а кто-то просто широко улыбался.
Минут через 15 ребе снова рассказал ту же смешную историю. На этот раз всего несколько человек засмеялись, кто-то улыбнулся, но большинство удивленно переглянулись, пожав плечами. Кто-то даже нахмурился, подумав, что что-то с памятью у учителя.
Через полчаса мудрец в третий раз рассказал ту же шутку, но не смеялся уже никто. Ребе Шолом улыбнулся и сказал вдовцу:
– Смеяться постоянно от одной и той же шутки не может никто. Так зачем же ты постоянно оплакиваешь одно и то же горькое событие?
Виночерпий
Однажды, на свадьбе у сына рабан Гамлиеля сидели за столом трое учёных: рабби Элиэзер, рабби Иошуа и рабби Саддок, и сам рабан Гамлиель наливал гостям вино в бокалы.
Подал рабан Гамлиель бокал рабби Элиэзеру, но тот бокала не принял; подал рабби Иошуа – этот принял.
– Допустимо ли это, Иошуа? – обратился к нему рабби Элиэзер. – Мы сидим, а учитель наш рабан Гамлиель стоит и вино нам наливает!