– Нет, в этом нет необходимости.
– Итак, – заключил мудрец, – в том, что ты хочешь сказать, нет ни доброты, ни пользы, ни необходимости. Зачем тогда говорить?
Горы у моря
Тысячи ручьёв, рек, потоков и водопадов берут своё начало высоко в горах. Поэтому горы зазнались и стали кичиться тем, что спускают со своих хребтов воды, наполняющие море, которое лежало у их подножья.
– Эй ты, пустопорожняя лохань, – сказали заносчивые горы спокойному морю. – Представляешь себе, что будет с твоими берегами, если бурные реки, что берут у нас начало, не наполнят тебя? Станешь сухой ямой – и только!
Что же ответило море на такое бахвальство? Ничего. Слишком много дел у него было, где уж тут отвечать! Влагу нужно посылать в небо, чтобы оседала в горах, тучи водой наполнять, чтобы поили дождём всё те же горы, которые смотрят на море сверху вниз.
Выбор креста
Был один простодушный поселянин, который жил трудами рук своих, но зарабатывал очень мало: едва хватало на еду для всей семьи.
Раз пошёл он к берегу моря, присел на камень и стал смотреть, как к пристани подходили большие корабли с богатыми товарами, и как потом эти товары выгружали и везли в город для продажи.
И запала ему в голову грешная мысль: «Зачем Господь одним людям послал богатство и всякое довольство, а других оставил жить в бедности?»
И начал он роптать на свою горемычную долю.
Между тем полуденное солнце сильно пекло; бедняка стала одолевать дремота, и он незаметно заснул. И снится ему, что стоит он у края высокой горы; подходит к нему почтенный старец с длинною бородою и говорит ему:
– Иди за мной!
Он послушался и пошёл за ним. Долго они шли и, наконец, пришли на такое место, где лежало великое множество крестов всякого вида и различной величины. Были кресты большие и малые, золотые и серебряные, медные и железные, каменные и деревянные. И говорит ему старец:
– Видишь, сколько здесь крестов? Выбирай себе любой и неси его на вершину той самой горы, которую ты видел пред собой.
Взглянул наш простец на золотой крест: такой он красивый, точно красное солнышко блестит. Понравился ему этот крест, и он хотел взять его на плечи, но, сколько ни трудился, не мог этот крест не только поднять, но и с места сдвинуть.
– Нет, – говорит ему старец, – видно, не внести тебе этого креста на гору. Бери другой – серебряный. Может быть, он будет по силам.
Взял простец серебряный крест. Этот был, правда, легче золотого, но всё-таки и с ним он ничего не мог поделать. То же было и с медным, и с железным, и с каменным крестами.
– Нечего делать, – говорит ему старец, – бери один из деревянных крестов.
Тогда взял себе простец самый малый из деревянных крестов и легко и скоро отнёс его на ту гору. Обрадовался он, что нашёл, наконец, один крест по своим силам, и спросил старца:
– А какая награда мне будет за это?
– Чтобы ты сам рассудил, чем наградить тебя, – отвечал ему тот, – я открою тебе, что это за кресты, которые ты видел.
Золотой крест, который так тебе сначала приглянулся, – это царский крест. Ты себе думаешь: как хорошо и легко быть царём. А того не соображаешь, что царская власть – самый тяжёлый крест.