Со своей стороны Советский Союз выражает готовность заключить с национальным китайским правительством пакт о дружбе и союзе между СССР и Китаем для оказания ему помощи своими вооруженными силами в целях освобождения Китая от японского ига»[396].
Тегеран — Ялта — Потсдам. В Потсдаме сроки мы подтвердили. И ровно через три месяца после 9 мая — начали.
Такое впечатление, что в 1945-м Красная Армия сама не осознавала той мощи, которую собой представляла.
Про Квантунскую группировку японцев наши вроде бы знали все — сколько лет было на разведку — и спланировали против нее «красный блицкриг» — продолжительностью два месяца. А управились полностью — меньше чем за месяц. Да что там скромничать — все было решено уже через неделю.
Побеждали наши реально малой кровью — безвозвратные потери составили 0,7 % от принявших участие в войне на Дальнем Востоке советских войск[397] (1 699 500 человек). Исследователь Маньчжурской стратегической наступательной операции д и. н. В. Зимонин называет даже более низкий процент — 0,1, утверждая, что это абсолютный рекорд за все годы войны[398]. Общие потери императорской армии, которая не наступала, а оборонялась, зарывшись в доты и дзоты, перекопав всю линию обороны, не высовываясь из долговременных укреплений, были — в 20 раз выше, чем у нас.
>Василевский Александр Михайлович (1895–1977)
>Маршал, дважды Герой Советского Союза
>Когда ранним утром 5 июля 1943 года на советско-германском фронте началась грандиозная Курская битва, в США из печати вышел очередной номер журнала «ТАЙМ» с портретом маршала Василевского на обложке. Это простое русское лицо на фоне красноармейских штыков воплощает для американцев — наших союзников — саму Красную Армию. Так писала американская пресса.
>Однажды Сталин спросил Василевского: «Вам что нибудь дало духовное образование? Не думали никогда над этим?» Василевский, происходивший из семьи священника, нашелся: «Бесполезных знаний не бывает… Что-то оказалось нужным и в военной жизни…» «Главное, чему попы научить могут, — это понимать людей», — сказал Сталин.
>В 1915-м Василевский закончил Алексеевское военное училище, дослужился к концу Первой мировой до штабс-капитана Впоследствии штабс-капитан станет начальником Генерального штаба Красной Армии.
>У Сталина было правило: при подготовке особо ответственных операции и при возникновении кризисных ситуации на фронте, туда обязательно выезжали Жуков или Василевский. Под Сталинград они ездили сразу оба. Жуков был жесток, Василевский мягок, но настойчив, они отлично дополняли друг друга. Есть версия, что под Сталинградом они договорились занизить численность немецких войск, подлежащих окружению, чтобы убедить Ставку провести дерзкую и рискованную операцию.
>Всю войну начальник Генштаба не вылезал с фронтов, а штабную работу вел за него генерал Антонов — его креатура. При этом Василевский один из немногих, кто был в ежедневном контакте с Верховным: «Начиная с весны 1942 года и в последующее время войны, я не имел с ним телефонные разговоров, лишь… в дни его пребывания на Тегеранской конференции».