– Вы, наверное, сочтете это сентиментальным или неискренним – ваше дело! – но я люблю народ. Допустите, что я люблю его, как любят деньги…
Труд облагораживает человека.
В. Белинский
Усмехаясь, отрицательно покачав головой, он вставил:
– Лично я – не люблю денег! Народ люблю, не так, как об этом пишете вы, литераторы, а простой, физиологической любовью, как иногда любят людей своей семьи: сестер, братьев. Талантлив наш народ, эта удивительная талантливость всегда выручала, выручает и выручит нас. Вижу, что он – ленив, вымирает от пьянства, сифилиса, а главным образом оттого, что ему нечего делать на своей богатой земле, – его не учили и не учат работать. А талантлив он – изумительно! Я знаю кое-что. Очень мало нужно русскому для того, чтоб он поумнел».
М. Горький, «Савва Морозов»
VII. Мудрость дружеская. Разделить и счастье, и горе
Дружба – настоящее украшение человеческой жизни. Встретить родственную душу, найти друга, с которым можно делиться своими мыслями и чувствами, которому можно доверять, – это истинное счастье. В некоторых ситуациях дружба приобретает особую значимость: на поле брани или в моменты опасности другу доверяют саму жизнь. В былые времена на Руси самых близких и преданных друзей считали названными братьями и сестрами, и такая дружба ценилась очень высоко. Названный брат готов был пожертвовать всем ради брата, если надо, и жизнь положить на его спасение.
Дружба – роскошь человеческого общения, доступная всем, великим и простым, богатым и бедным, знаменитым и безвестным. В дружбе ценятся не чины или достаток, а такие качества, как искренность, способность к сопереживанию, преданность, уважение. В чем секрет дружбы до гроба? Почему одни люди сходятся, а другие нет? Есть ли в дружбе правила? На эти вопросы можно ответить по-разному. Некоторые ответы содержатся в данной главе.
Дружба есть добродетель
Если у человека под влиянием друга появляется желание духовного роста, если он стремится стать лучше, чище и благороднее, значит, ему посчастливилось обрести дружбу в ее высшем проявлении. Такая дружба связывала юного поэта Василия Жуковского и его однокашника Александра Тургенева.
«Сентября 11-е 1805-го. Белев.
Благодарю тебя, мой любезный Александр, за твое письмо. Оно меня тронуло до слез; нет ничего приятнее мысли: есть добрый, прекрасный человек, для которого я очень много значу и который будет моим помощником во всем добром, во всем прекрасном и который удержит меня, если буду следовать какому-нибудь заблуждению, или ободрит, если что-нибудь приведет меня в уныние. Вот вещи, которые мне всего нужнее и которых, по несчастию, не имею.
<…> Как прекрасно быть хорошим человеком в глазах друзей! Это я теперь очень чувствую. Напротив, в глазах тех людей, которые нас не понимают или имеют совсем другой образ чувств и мыслей, делаешься мертвым, сомневаешься в самом себе, теряешь свою свободу чувствовать и мыслить, теряешь самое желание быть деятельным, теряешь надежду, первую, единственную причину всякой деятельности. <…>
Искренность отношений, правда в общении – вот дружба.