Плодом деятельности Ford Foundation, Rockefeller Brothers Fund, Carnegie Corporation of New York и MacArthur Foundation в 2000 году становится учреждение в Нью-Йорке Международного центра переходной юстиции (ICTJ). Термин «переходный» относится к ситуациям правового вакуума после вооруженных конфликтов или «после периода репрессивного правления». Центр фокусируется на 7 ключевых аспектах: уголовном преследовании (бывшего диктатора и его сторонников), поисках правды (truth-seeking), институциональной реформы, гендерной юстиции, репарациях, мире и справедливости и мемориалах.
Первый президент центра (до 2004) Алекс Борэн — экс-заместитель главы комиссии ЮАР по правде и примирению (ее возглавлял пламенный экологист, соратник Михаила Горбачева по внедрению Хартии Земли архиепископ Десмонд Туту). Действующий президент центра Дэвид Толберт — экс-помощник спецпрокурора по Ливану, специальный эксперт генсека ООН по содействию в суде по делу «красных кхмеров» в Камбодже, заместитель главного прокурора Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ) и одновременно специалист по экологическому праву и «климатической угрозе». Тему культурных памятников курирует Джоан Эдельман-Сперо, президент Фонда исламского искусства и президент экологического фонда Duke Farms Foundation). Директор ICTJ по коммуникациям Рефик Ходжич, с 2000 года — координатор МТБЮ по Боснии и Герцеговине, по совместительству — директор студии XY Films, производящей документальные фильмы об «этнических чистках».
В Нью-Йорке предметом особой заботы Rockefeller Foundation является нашумевший проект мечети вблизи развалин Всемирного торгового центра. Вопреки представлениям местных бдительных консерваторов, за проектом мечети скрываются не ваххабиты, а напротив, «дерадикализаторы ислама». Институт-фонд ASMA лоббирует «прогрессивные инициативы» в исламе: так, она провозгласила лидером завтрашнего дня организацию «Мусульмане за прогрессивные ценности» (MPV) — «инклюзивное сообщество с целью продвижения прав и свобод, отделения любой церкви от государства и более толерантного понимания ислама», глава которого, женщина-имам Ани Зонневельд, инициатор проекта «Литературный зикр», проводит обряды бракосочетания смешанных (по вере) и гомосексуальных пар.
В числе опекаемых структур — мечеть «За просвещение и прогресс», также во главе с женщиной-имамом, ранее преподававшем в буддистском University of the West, организация мусульман-гомосексуалистов «Салам» и др. Коспонсорами ASMA (проповедующей культ жены Пророка по аналогии с марианскими церквами в христианстве, в частности с российским Богородичным центром) являются Фонд народонаселения ООН, феминистские Global Fund for Women и The Ms. Foundation, а также Hunt Alternatives леди Свони Хант (Великобритания). В числе партнеров MPV, закономерно — Прогрессивные британские мусульмане и Канадский мусульманский союз.
При Билле Клинтоне руководящие посты в ведущих университетах США получают члены CFR из рокфеллеровской когорты — после чего во всех аспектах деятельности высших школ, в том числе военных, на первый план выходят а) информационные технологии, в особенности геоинформатика и разработки искусственного интеллекта (совмещающиеся с теорией сложных динамических систем, изначально именовавшейся теорией хаоса), б) научные обоснования климатической катастрофы и ее последствий, в) гендерные исследования. Все три направления преимущественно внедряются в тех научных центрах университетов и корпораций (в том числе новых), которые обслуживают внешнюю политику на ближневосточном, китайском и российском направлениях.