Веддана обиженно примолкла, зато Сестри-2 не удержалась от ерничества:
– Да мы и так знаем, что ты – злобный диктатор! Но не забывай, за каждую из нас есть кому заступиться. Например, если будешь голос на Заришеньку повышать, тебя Игнат Ипатьевич превратит в оленя.
– Ой. Боюсь. Начал прятаться, – демонстративно равнодушным тоном отреагировал создатель фантомов. – Ну а ты за кем надеешься спрятаться?
– Мне еще проще: пожалуюсь на тебя старшей жене – и все. Сажусь в первый ряд с семечками и любуюсь, как станут тебя гнобить.
– М-да-с! Нет существа коварнее женщины, всегда норовит ударить ниже пояса! – но после такой сентенции и сам не выдержал: – Надюш, ну что там?
– Да тут в самом деле словно какая-то вытяжка заработала на какое-то время, – приступила археолог к докладу. – Только странно как-то, все вниз затягивает. Дымного угара – скорее всего, уже нет. Да и всю пыль с мелким гравием, куда-то всосало. Как только мои фонари не уволокло?
– Да ты по сути, по сути давай!
– Вот я и говорю, фонари остались. Поэтому мне хорошо видны восемь рукотворных печей, слегка напоминающих камины, на каждой из восьми стен этого помещения. То есть октагон, где сторона равна примерно двенадцати метрам. Точно по центру – колодец, диаметром около полутора метров. И все это – черного цвета, словно сажей покрыто. Кстати, «проявляй» меня физически. Что-то мне подсказывает, что дышать уже можно.
Попутно координируя движение иных духов, Иван продолжал выпытывать подробности:
– Камины, говоришь? Да еще все в саже?
– Сейчас ножом поскребу… О! Точно, сажа! Почти окаменевшая. Ну и остаточное движение воздуха вниз происходит из пяти… нет, шести печных отверстий.
– Остатки дров, точнее, уголь?
– Нет ничего. Зато внутренние стенки колодца – тоже в саже. Здесь что-то регулярно сжигали…
– Странная печка получается, – даже Белая Александра не удержалась от обсуждений. – Вверх ногами или как? Специально дым в недра затягивало? Или где-то там внизу недавно работал гигантский пылесос?
И в самом деле какой-то нонсенс, противоречащий всем законам перемещения нагретых газов. Но и само предположение о работающих в недрах насосах вызывало некую оторопь. Тем более что эта тяга появилась совсем недавно, когда исследовательница рухнула вниз вместе с крышкой колодца. Или все-таки с пробкой? Не могла ли она своим весом спровоцировать резкую тягу в обратном направлении?
Археолог продолжала осмотр, громко комментируя увиденное.
Вначале рассмотрела на полу под толщей сажи две полоски стали. Те вели от колодца в один из углов. А там, при более тщательном осмотре, отыскались некие, тоже отлично замаскированные сажей ворота.
Светящая себе фонарями и орудующая кинжалом Надежда констатировала:
– Сталь! Очень напоминает нержавеющую. Иван Федорович, будь добр, смести меня метра на четыре вперед.
Она вознамерилась глянуть, что находится за герметично закрытыми стальными воротами. Да и все остальные напряглись не просто в предчувствии новой несоразмерной по историческим меркам находки, а уже четко осознавая, что находка сделана