— Нужно договориться о комплектовании отрядов для получения оружия. Кому можно поручить это дело?
— Этим займется Эктов, — заявил Ишин. — А кто организует поездки? Достанет документы, билеты?
— Вот он, — Муравьев указал на стоявшего рядом Тузинкевича. — У нас есть надежные люди в Тамбове. Миша, тебе лучше отправиться заранее и все подготовить.
— Правильно, — подтвердил Ишин. — Поезжай сегодня, а мы отправимся послезавтра.
ИМЯ ТВОЕ НЕИЗВЕСТНО, А ДЕЛА ТЫ ДЕЛАЛ ВЕЛИКИЕ
30 июня 1921 года поздно вечером Дерибас получил телеграмму из Тамбовской губчека. В ней говорилось о том, что на следующий день в Москву выезжает группа антоновцев во главе с Ишиным и Эктовым. Петрович по прибытии в Москву позвонит с вокзала Дерибасу, чтобы получить инструкции.
Дерибас позвонил по телефону Дзержинскому:
— Феликс Эдмундович, получена телеграмма из Тамбова. Завтра антоновцы выезжают в Москву.
— Хорошо. Записывайте, что нужно сделать: первое, членов отряда, едущих за оружием, арестовать и доставить на Лубянку; второе, устраивать сейчас «всероссийский съезд повстанческих армий и отрядов» для Ишина и Эктова довольно трудно. Это слишком громоздкое дело, да и ни к чему. Давайте организуем «заседание центрального повстанческого штаба». Понятно?
— Понятно, Феликс Эдмундович.
— Тогда действуйте.
Конечно, проще всего было бы арестовать Ишина и Эктова сразу на вокзале, но Дзержинский понимал, что в этом случае добиться от них показаний да еще получить точные сведения о дислокации банд, их вооружении и численности было бы длительным, если не бесполезным делом.
Как обычно, ночь пролетела незаметно. И вот уже утро.
Дерибас сидит у телефона в своем кабинете и ждет звонка. Поезд должен прибыть в одиннадцать часов десять минут, время еще есть.
В одиннадцать часов Дерибас позвонил начальнику группы:
— Как дела?
— Все подготовлено.
— Учтите, что по Москве с вокзала пойдет целая банда — двадцать отъявленных головорезов с оружием в руках и два главаря.
— Об этом я знаю, и меры приняты.
— Держите меня в курсе дела.
— Хорошо.
Резко зазвонил телефон. Дерибас схватил трубку:
— Алло…
— Терентий Дмитриевич, говорит Колосовский. Я хотел бы навести у вас справку…
— Позвоните, пожалуйста, часа через два. Сейчас не могу. Извините. — Дерибас стал прохаживаться по кабинету.
Без десяти минут двенадцать Дерибас опять поднял телефонную трубку:
— Слушаю, Дерибас.
— Говорит Муравьев, — услышал он наконец незнакомый голос. — Мы на вокзале… — По уверенному голосу Муравьева Дерибас понял, что все в порядке.
Стал спокойно инструктировать:
— У дежурного по вокзалу вас ожидают два наших представителя. Найдите их, назовите свою фамилию и отправьте отряд вместе с ними на Лубянку, якобы для получения денег на покупку оружия. Они знают, как действовать дальше. После этого вместе с Ишиным и Эктовым поезжайте на Маросейку. Адрес знаете?
— Знаю.
— Поселите их там. Скажите, что это конспиративная квартира эсеров. Там их встретят и накормят. Вечером за ними придут и поведут на совещание. Пусть пока никуда не выходят. Ясно?
— Все понял.
— Действуйте. Когда все устроите, зайдите ко мне, я буду вас ждать.