×
Traktatov.net » Приговор » Читать онлайн
Страница 41 из 90 Настройки

Он гладил её волосы и молчал.

А рядом, теребя платок, беззвучно плакала горничная.

III

От красных город освободили восьмого июля — в день Казанской Божьей матери, покровительнице Ставрополя. Поэтому случаю в главном храме — Казанском соборе — был отслужен благодарственный молебен.

С приходом белых Ставрополь будто воскрес и сразу же зажил обычной, уже несколько забытой, счастливой жизнью. Заработали учебные заведения. В городском саду и на проспекте опять вечерами играл симфонический оркестр. Музыканты сняли солдатские гимнастёрки и облачились в привычные фраки.

Вновь открылись магазины, лавки и рестораны. Удалось разжиться и монпансье «Георг Ландрин». С большим удовольствием он вновь вкушал забытый вкус леденцов, и как в старое доброе время, гулял по Николаевскому проспекту, выбрасывая вперёд свою трость.

Синематограф, кафешантан и даже цирк вывесили старые, невесть откуда взявшиеся, афиши прежних представлений. Театр при «Пассаже» братьев Меснянкиных показывал драму «Варфоломеевская ночь», оперетты «Король босяков» и «Продавщица птиц» шли у Пахалова в Воронцовской роще. Народный дом имени генерала Корнилова ставил «Женитьбу» Гоголя, кинематограф «Модерн» знакомил с «Местью неаполитанки» и «Княжной Делаха», электробиограф «Солей» приглашал на фильму «Чёрный корабль» (с Эрнесто Фасконом в главной роли), а «Биоскоп» демонстрировал «Гибель Титаника».

Дворники по утрам мели дворы и улицы, а на исхудавших, брошенных красными лошадях заколесили извозчики. Город будто проснулся от долгого сна и, умывшись, выглядел почти таким, каким его привыкли видеть всегда. Снова зазвонила колокольня Казанского собора, и, как и раньше, в церквях проходили богослужения. К ним добавились и благодарственные молебны за освобождение жителей от красной напасти.

Ставропольцы тоже преобразились. Чиновники надели форменные мундиры, военные теперь не опасались выходить при погонах и орденах. Дамы и барышни больше не боялись появляться в праздничных нарядах на Николаевском проспекте. Страшным сном казалось недавнее время, когда несколько пьяных красноармейцев, встретив на Александровской улице юную гимназистку, вина которой заключалась лишь в том, что на ней были новые калоши, заставили несчастную лечь на землю и тут же поочередно, с диким хохотом, справили на неё большую нужду. Испуганная девочка свернулась калачиком и рыдала навзрыд. Многие не понимали, как они выжили в это время. Иные восклицали: «Так что ж это было? Новое татаро-монгольское иго или кара Божья за прегрешения?

Теперь всё вернулось в прежнее русло. Но скорбь по погибшим все же заметно отличала настоящее время от безмятежно счастливой, ещё довоенной поры. Проводились концерты-сборы для вдов, детей-сирот погибших солдат и офицеров. Купцы, мещане и другие горожане делали добровольные взносы в пользу Добровольческой армии.

Первым Военным Губернатором был назначен полковник Пётр Владимирович Глазенап. Его помощником стал генерал-майор Уваров. Полковник Яковлев вступил в должность начальника Штаба Военного Губернатора. Всеми войсками, расположенными в Ставрополе, командовал полковник Шкуро. В его ряды влились офицеры и гимназисты, юнкера и студенты — все, кто решил дать отпор большевикам. На их основе был сформирован офицерский Ставропольский полк. Комендантом города стал полковник Архипов.