Сложившееся положение явилось результатом игнорирования приемов общей профилактической работы, недостаточного внимания к соблюдению ветеринарно-санитарного режима при транспортировке, передержке, подкормке и кормлении диких животных. Пока остаются без внедрения в практику охотничьих хозяйств те немногочисленные методики специфической профилактики, которые уже разработаны, в частности вакцинация кабанов против чумы и рожи свиней путем скармливания вакцины с кормом, да о них на местах почти и не знают.
Игнорирование профилактических и оздоровительных мероприятий, а порой и безразличие к уже возникшим эпизоотиям приводят к значительной гибели дичи, на восстановление численности которой уходят многие годы.
Очаги инфекции в этих случаях являются потенциальной угрозой для животноводства совхозов и колхозов. Мы уже указывали, что хорошее санитарное состояние охотничьих угодий и благополучие дичи в отношении инфекций являются одним из важнейших звеньев в системе профилактики зоонозных заболеваний у людей и в первую очередь охотников и работников охотничьих хозяйств. Приведенные ниже примеры смогут легко убедить любого пессимиста, что вспышки острых инфекций-дело весьма опасное для дичи и наших хозяйств, а профилактикой заниматься следует постоянно и серьезно. Думаю, читатели меня не осудят, если примеры, чтобы показать опасность возникновения эпизоотии, в основном коснутся заболеваний диких кабанов чумой и ящуром. Сделав небольшой экскурс в доступную нам литературу, мы увидим, к чему приводит появление чумы в стадах кабанов.
П. Г. Козло (1968) указывает, что только в настоящем столетии в Беловежской пуще было три эпизоотии чумы среди кабанов: в 1908, 1927 и 1964 гг. Наиболее опустошительной была последняя, приведшая к значительной гибели животных. Если к началу эпизоотии в Пуще было около двух тысяч кабанов, то к концу ее осталось немногим больше четвертой части животных.
А. А. Слудский (1956) приводит данные о довольно частых энзоотиях чумы кабанов в Казахстане. Некоторые из них были настолько опустошительными, что охота на кабана почти прекращалась.
I. Ф. Бромлей (1964) пишет о частых и значительных вспышках чумы кабанов в Приморье, которые отмечаются через 5-6 лет и приводят к массовой гибели животных, в результате чего они становились редкими в лесных массивах Снхотэ-Алиня. Инфекция разносится самими кабанами в результате поедания трупов собратьев, хищниками и собаками, подбирающими падаль, и охотниками, иногда делающими из сырой кожи павших кабанов "поршни" таежную обувь, с которой вирус чумы разносится далеко по лесным тропам.
Неоднократно регистрировались эпизоотии чумы среди кабанов в охотничьих угодьях Литовской ССР. Только зимой 1968/69 г. в нескольких охотничьих хозяйствах отмечались случаи чумы. Естественно, что не все вспышки чумы регистрируются.
Известны случаи гибели кабанов от чумы и других заразных заболеваний, но они проходили под другими диагнозами-истощение от бескормицы, переохлаждение и даже замерзание, а так как вскрытия и лабораторные исследования зачастую не проводятся, то не всегда можно определить настоящие причины гибели животных.