Его лицо передернулось в откровенной брезгливости:
- Я?
- Ты уже преклонил, - напомнил я. - Перед Адамом. Тогда это называлось поклоном… и выражалось именно в форме поклона, а сейчас это усовершенствовано в свете новых веяний и прогрессивных технологий управления до преклонения колена. Одного! Это совсем не то, что оба.
Он сказал с гневом:
- Нет!
- Но перед Адамом…
Он сказал громче:
- Нет! Тогда повелел Творец! Лично!
- Знаешь, - сказал я, - у нас есть поговорка насчет того, что глухим две обедни не служат. Творец повелел однажды, этого достаточно. Или ты начинаешь оспаривать волю Творца?
Последние слова я произнес многозначительным тоном и с угрожающим подтекстом.
Михаил запнулся, посмотрел с надменностью, но я успел заметить неуверенность в его глазах, так несвойственную военному человеку, да еще архистратигу.
- При чем тут воля Творца…
- Ты знаешь, - сказал я, усиливая нажим, - что в этом и есть высшая мудрость и непреклонная воля Творца. Он повелел склониться перед человеком, которому отдал землю и весь созданный Им мир.
Он повторил гневно:
- Он повелел склониться перед Адамом!
- В то допещерное время Адам и был всем человечеством, - напомнил я, - а все человечество было в Адаме. В его чреслах, если говорить по-научному. Пояснить, что такое чресла? А то вы, бесплотные, не знаете… Могу даже показать.
Он поморщился:
- Некоторые из нас облеклись земным телом, так что знаем, хотя это и противно, словно животные какие. Но вы не дети Адама.
- Ого, - сказал я встревоженно, - что, отыскались какие-то новые данные? Хотя я что-то вообще-то подозревал!
- Для нас они не новые.
- Ну-ну, - поторопил я. - Давай, бей меня по голове доводами. Аргументами. А лучше - фактами.
Он вздохнул:
- Ты не знаешь, но Каин и Авель не дети Адама…
- Знаю, - прервал я.
Он в изумлении вскинул брови:
- Знаешь? И все же говоришь о своем наследии?
- Точно, - сказал я. - Адам все-таки через сто тридцать лет после смерти Авеля снова сошелся с Евой и родил от нее Сифа. Это не отрицаешь?
Он поморщился:
- И что?.. Земли за эти сто тридцать лет заселили потомки Каина. Даже не за сто тридцать, добавь еще лет двадцать на то, пока Сиф подрастал. Ты знаешь, сколько к тому времени было на земле потомков Каина?
- Сколько? - спросил я.
- Видимо-невидимо, - сообщил он. - Тогда еще все жили по девятьсот лет и больше.
- Знаю.
- И все время плодились, - сказал он со злорадством. - Как думаешь, сколько на земле было потомков Каина, когда Сиф достиг возраста, когда мог оставлять потомство?
Я подумал, сказал с неуверенностью:
- Думаю, много. Несколько тысяч?
Он сказал с торжеством:
- Миллионы! Можешь сам прикинуть. Все плодородные земли были заселены потомками Каина, распаханы и засеяны, проложены дороги, построены сотни больших и тысячи малых городов!.. К тому же скажу тебе еще одну неприятную вещь…
- Ну-ну, говори.
Он сказал с торжеством:
- Каин плодил потомство непрерывно до самой своей гибели. И все его дети размножались просто с бешеной скоростью. А вот Сиф, унаследовав что-то от отца, Адама, который дотоле сто тридцать лет не ложился с Евой, размножался что-то слабовато… В общем, это не потомство Сифа было виновато, как записано, дескать, нарушило запрет и начало вступать в связь с потомством Каина.