Как многие помнят, в 80–90-е годы служебных собак заводили в основном в целях охраны. Именно поэтому огромным спросом пользовались кавказские, южнорусские овчарки, собаки завозимые из Средней Азии (под общим псевдонимом «среднеазиатские овчарки», тогда весьма разношерстные по происхождению, экстерьеру и рабочим качествам), а также ротвейлеры. Характер многих нынешнему читателю трудно представить – часто это были по-настоящему агрессивные, даже злобные собаки. И многие владельцы просто не понимали, что с ними делать.
– Виктор, а этот твой Рэмбо на людей бросается? – спросил я, прокручивая в голове варианты. Один из них заключался в том, что, если в голове Рэмбо еще не проснулась программа «я свирепый охранник территории», постараться поначалу позаниматься с ним самому, чтобы не затруднять себя разговорами с Виктором. Разговоры с владельцами мне к тому времени порядком поднадоели – большинство из них считали, что ситуация должна сама меняться, как по мановению волшебной палочки.
Дальнейшие события я описывал выше, в подглавке «Разборки в Пушкино»… Рэмбо, вполне равнодушно пропустив меня к дому, внезапно прыгнул мне на спину. Мне удалось его сразу же сбросить и затем скрутить. Виктор увел собаку, и после того, как он вернулся, мы продолжили беседу.
Стало предельно ясно, что заниматься с собакой придется Виктору (чтобы не возиться с укрощением Рэмбо, что в том случае было не так сложно, занятия бы хватило, но пусть-ка сами поработают после такого хамства!). То есть Виктор будет заниматься с псом, а я с Виктором, и, опосредованно, – с собакой. Особо отмечу, что методов дрессировки собак тысячи – тут главное выбрать тот, который принесет собаке и владельцу пользу.
Как правильно подчинить собаку, обходясь минимальными механическими воздействиями, чтобы не превращать ее жизнь в казарменную? Замкнутый круг, вроде бы, получается: не подчинив, не отдрессируешь, не отдрессируешь – не подчинишь.
В принципе без доминирования владельца над собакой заниматься с ней послушанием невозможно. Даже если ваша собака, допустим, ласковый ирландский сеттер, чтобы заставить ее слушаться, вы должны дать ей понять, что вы ее главнее, то есть вы управляете ситуацией, а не она. Другое дело, что многие собаки охотно принимают лидерство человека. Просто зачастую, когда собака «простенькая» в плане дрессировки, хозяин и сам не догадывается, что постепенно подчиняет ее, пусть даже на уровне бытового послушания, подкрепленного лаской и время от времени лакомством. Да, опять-таки оговорюсь: под термином «подчинить» я вовсе не понимаю подчинение типа «новобранец» – «старослужащий». В моем понимании «подчинить» – это значит дать собаке понять, что ваш голос – решающий. И в этом подчинении средства дрессировки играют решающую роль.
Но с другой стороны, как правильно подчинить собаку, обходясь минимальными механическими воздействиями, чтобы не превращать ее жизнь в казарменную? Замкнутый круг вроде бы получается: не подчинив, не отдрессируешь, не отдрессируешь – не подчинишь.
С крупной доминантной собакой совсем без «механики», без давления не получится, кто бы что про это ни говорил. Но это вовсе не означает, что дрессировщик должен лупить собаку.