×
Traktatov.net » Дудлинг для творческих людей. Научитесь мыслить иначе » Читать онлайн
Страница 3 из 140 Настройки


Как так получается, что кривая обучения визуальному языку вдруг резко обрывается? В какой момент и почему возникает этот досадный феномен? Я видела детей всех возрастов, которые рисуют так, словно родились художниками. Они делают это легко, без понуканий и без всякого обучения; учиться рисовать для них так же естественно, как учиться ходить и говорить. А потом вдруг, без всякого предупреждения – и, что хуже всего, окружающие взрослые этого даже не замечают или игнорируют – способность к визуальному языку разом исчезает, как только мы овладеваем навыками чтения и счета. Свободные и легкие зарисовки уходят, а приходят так называемые «настоящие» инструменты – слова и цифры, которые завладевают вниманием и мышлением до конца наших дней.

Подобно большинству взрослых людей, вы, может быть, думаете сейчас: «Ну и что? Ну разучились мы рисовать, велика ли важность? Как умение рисовать вообще связано с личной и профессиональной жизнью взрослого человека?» Да, я слышу и понимаю вас. Я сама люблю словесность, увлекаюсь лингвистикой и испытываю глубокое уважение к цифрам. Но, учитывая то, что постоянно наблюдаю вокруг себя, не могу удержаться, чтобы не задать следующий гигантской важности вопрос:

Почему мы в большинстве своем отреклись от визуального языка и полностью вытеснили его языком цифр и слов, когда МОГЛИ БЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИХ ВСЕ?!!

Почему, имея врожденные способности к визуальному языку и выработанные в детстве соответствующие навыки, мы полагаемся почти исключительно на условные символы, которые необходимо заучивать? Почему считаем необходимым отказаться от одного инструмента, чтобы пользоваться двумя другими? Почему бы не пользоваться всеми тремя? Если какой-то инструмент позволяет мне мыслить быстрее, яснее и эффективнее, то с какой стати я должна от него отказываться?

Одна из проблем в том, что большинство людей даже не представляют, где они могли бы использовать визуальный язык, кроме как в некоторых специфических областях деятельности. Мы полагаем, что эти навыки необходимы тем, кто занимается архитектурой, конструированием, промышленным дизайном и изобразительным искусством. Считаем нормальным дудлить где угодно за пределами класса и офиса. Задумчиво рисуем что-то на салфетке в ресторане и находим это естественным (а после пары «маргарит» даже забавным). Любим разгадывать кроссворды с картинками. Но помимо этих немногих исключений мы нигде больше не находим применение визуальному языку. Культура и современные институции не помогают нам обнаружить систематическую связь между визуальным языком и критическим мышлением, визуальным языком и решением проблем, визуальным языком и пониманием, между визуальным языком и новаторством. В этих сферах, друзья мои, у нас царит средневековье. Но в визуальном языке скрывается такая могучая интеллектуальная и творческая энергия, которой сила забытья просто неспособна противостоять. Этот пузырь обязательно лопнет. Нам нужно стряхнуть пыль со своих способностей к дудлингу и рисованию и впрячь их в работу. В этом и состоит смысл дудлинг-революции.