Я надеюсь, что, несмотря на весь ваш скептицизм, мои утверждения убедят вас и вы поверите, что это все соответствует действительности. Мы с вами знаем – на интуитивном уровне – то, о чем более 2000 лет назад писал Вергилий: «Ум двигает массу». Для пущей ясности давайте его перефразируем: «Разум мощно воздействует на то, что он видит». Он переживает воспоминания, что, в свою очередь, влияет на то, что он знает, в результате чего меняется то, что возможно. Давайте рассмотрим схему, где эта идея анализируется более подробно.
Эта схема подробно разъясняет механизм описанного феномена. Таким образом, люди действительно ускоряют и делают более вероятным желательный исход, если регулярно этот исход воображают[24].
И тут возникает вопрос «как?». Во-первых, как визуализация столь эффективно продвигает нас к желаемому результату?[25] А во-вторых, как в этом может помочь дудлинг, если принять во внимание все то, что мы знаем о визуальном языке? Чтобы ответить на первый вопрос, давайте поговорим о том, что я назвала сетью знания.
Речь идет о цепочках нейронов, которые физически и функционально связаны между собой. Представьте себе электрохимические магистрали, связывающие разные регионы мозга, отвечающие за осуществление различных функций. Нейронные сети важны потому, что делают возможным выполнение определенных действий. Например, если я хочу спеть песню, то активизирую слуховые сети, хочу сконструировать какую-то полезную вещь – активизирую сеть воображения и сеть исполнения, хочу помечтать – включаю сеть по умолчанию[26]. Смысл существования этих сетей в том, чтобы активизировать и связывать те области и участки мозга, которые необходимы для выполнения требуемых действий.
Сеть знания – это сеть функционально взаимосвязанных участков мозга, создающих у нас ощущение, что мы что-то знаем. Чтобы выполнить эту работу, данная сеть связывает области мозга, отвечающие за память, слова и понятия, эмоции и высшую умственную деятельность. Что такое «знать» – весьма туманное понятие, и скорее всего в этом задействованы не только перечисленные области мозга. Дудлеры должны понимать, что мы имеем возможность укреплять сети знаний, касающиеся тех реалий, которые хотим осуществить в своей жизни, и это непосредственно влияет на вероятность того, что наши желания действительно исполнятся. Мы можем «нарисовать» кратчайший путь к исполнению желаний, так как мозг ценит наглядность превыше всего[27].
ДЛЯ МОЗГА ВИДИМОЕ ПРАКТИЧЕСКИ РАВНОСИЛЬНО РЕАЛЬНОМУ.
Таким образом, дудлинг представляет собой одновременно интеллектуальное, творческое и физическое действие, что позволяет мобилизовать в одно и то же время множество нейронных сетей. И это делает дудлинг весьма серьезной силой, позволяющей воображать, изобретать желаемые перемены, а затем осуществлять их. Не пользоваться столь действенным инструментом было бы просто глупо.
А теперь обратимся ко второму «как?». Как дудлеры используют то, что мы знаем о визуальном языке, для расширения круга возможностей? Это процесс выглядит примерно так: