Большевики?
А что большевики – проведут социальный эксперимент, окончательно доведут страну до ручки. Хотя опасность есть, и немалая – если их идея «всеобщего равенства и диктатуры пролетариата» захлестнет умы европейских маргиналов и люмпенов, то такая смута начнется, что европейцы разом будут отброшены в «темные века». И такой вариант сбрасывать со счетов не стоит – «мировая революция» может полыхнуть со страшной силой, ее угли тлеют в Баварии и Венгрии, где были подавлены «коммунистические республики», да и сама поддержка пролетариатом лозунга «Руки прочь от Советской России» о многом говорила.
Так что большевики чиркают сырыми пока спичками у бочки с порохом, и не дай боже им высечь искру!
– Может быть, – произнес Богдан Павлу, переглянувшись с Гирсом. Потом он посмотрел на командующего, – нам стоит настоятельно посоветовать «Земской управе» добровольно войти в состав ДВР. Белые приняли революцию, у них появился новый лидер, который сможет держать в узде генералов и атаманов и сам разделяет демократические взгляды, что и доказал, командуя войсками КОМУЧа на Волге. И наличие на территории России одного, пусть и малого по населению, но огромного по территории образования по-настоящему демократического государства вполне отвечает духу программ президента Северо-Американских Соединенных Штатов.
Председатель ЧНК замолчал – главное было сказано, и все поняли, что он недоговорил. Каппель – враг всякой атаманщины, а следовательно, Японии, которая поддерживала Семенова и Калмыкова. Союзникам – САСШ, Англии и Франции – было невыгодно любое усиление азиатского хищника на действительно далеком от них Востоке, а потому они были готовы даже поддержать красных, опосредованно, конечно. Но сейчас, после скорого опубликования всех этих бумаг, фактически перехваченных у белых, что лежали у них на столе, ситуация изменилась кардинально.
Ведь главную ставку генерал Каппель уже сделал на них, не на Японию, от которой, наоборот, ему потребуется и защита, и поддержка, – край ведь малолюден. Но несметно богат ресурсами, концессии могут принести фантастические прибыли именно Антанте в первую очередь и лишь Японии в последнюю – этим азиатам просто нечего предложить, их товары уступают европейским и американским в цене и качестве. САСШ устроит очередная и огромная «банановая республика», хотя ее лучше именовать «таежной» – не растут в здешних лесах диковинные плоды. Да и Англия с Францией урвут свою немаленькую долю. И они, чехи, не внакладе останутся – полсотни миллионов франков того стоят.
– Я немедленно телеграфирую во Владивосток союзным послам наше мнение и предложения будущего правителя новой страны, – негромко произнес Сыровы, тщательно обдумав ситуацию. – Думаю, у нас там найдется достаточно влияния и сил, чтобы не дать силам большевистской анархии разрушить новообразованное демократическое российское государство. Я думаю, генерал Каппель правильно оценит наш вклад в общее дело!
Генерал посмотрел на собравшихся за столом советников – те склонили головы в согласии, считая, что торг с правителем ДВР более чем уместен…