Среди прочего, просветительскую роль выполняют речные экскурсии и круизы, каждую субботу от пристани Замка отчаливает "Дункан" или "Нерпа" — последняя чаще, поездка на настоящем пароходе оставляет больше ярких впечатлений. Маршрут тургруппы — к морю. По пути судно ознакомительно заходит в Сену, останавливается для пикника на каменистому берегу возле приметной скалы Две Лошади. Там стоят деревянные балаганы и мангалы. Дивное место, скалы, две реки, рыба играет в слиянии потоков. И воздух первозданной чистоты. Люди восхищаются, ловит рыбу на спиннинг, жарят шашлык из форели с травками, фотографируют. Многие завели себе плёночные фотоаппараты — сухих реактивов уже накоплено предостаточно. С этой "химией"… Её я беру постоянно, много, по прогнозной "аварийной" заявке научников. Выгружаем мы "химию" через окно операторской, — поставили балку с талью, после того, как три бутыля с соляной кислотой чуть не разбили на лестнице…
Потом пароход идёт на Морской Пост, где эзотерик-экскурсовод от Эдгара накоротко морочит приезжим голову тряпичными ленточками и показом "святых мест Смотрящих" — этого экскурсантам обычно вполне достаточно, чтобы унять любопытство, понять суть и проявить сущность.
Самая дальняя точка круиза — крошечная бухточка на противоположном берегу, где на жёлтом песчаном пляже отдыхающий народ наслаждается морскими купаниями под охраной экипажа, с карабинами в руках высматривающих акул. А если уж совсем повезёт, то наблюдение за большой белой становится верхом впечатлений.
На обратном пути судно подходит к Листвянке, где на Кордоне группу ждёт горячий ужин, вечерний волейбол среди сосен и кедров, и песнопения с домашним пивом. После чего КАВЗ развозит людей по домам.
Я один раз скатался в такой волшебный круиз, после чего отчаянно захотел плюнуть на всё суетное и устроиться работать экскурсоводом.
— Оружие сдать, причём честно! — приказал я. — И учтите, не только оружие, так что, гоните артефакты, сталкеры. Я вполне понимаем?
— Так точно…
— Вечером занесём.
— Да мы же чисто помацать хотели…
Всё равно что-то себе отметать будут, психология трофейности.
Однако, мужики проголодались. Отчего бы не совместить полезное с приятным? Вскоре Якуб притащил слоёные пирожки с разной начинкой, горячего бульона и помидорчиков с чесночком.
Перерыв у нас, господа.
* * *
— Прежде чем обсуждать так интересующий вас вопрос о сути сокровенных тайн Промбазы и иже, я хочу уточнить кое-что практическое…
Сытые люди не так собраны, но так, как это нужно, спокойны. А подобные темы всегда требуют спокойной, взвешенной позиции.
— Первое… Второй трактор, говорите, практически готов?
— На днях выпустят из цеха, только тут такое дело, Алексей Александрович, — тут же начал маневрировать Демченко.
— Слушаю внимательно.
— Взамен Промзоне обязательно нужен маленький, для рутинных работ, и по мелочевке шебуршиться. "Хуцик", короче. Тем более, что фронт работ намечается.
Вот хитрец. Сразу ухватил верёвочку, за которую нужно дёргать.
— Принимается, мини-трактор дадим. Теперь следующее… Как там грунты навскидку?