Представьте себе ситуацию, когда человек рассказывает вам историю о том, как он расправился с шестью напавшими на него преступниками, раскидал их направо и налево, активно действовал и т. д. Если до этого вы уверенно отнесли его к классу «рефлексивных», то перед вами явный лжец. Или, например, на заданный на собеседовании вопрос о прошлых трудовых успехах человек отвечает: «я так быстро справился с этим проектом…, я туда съездил, здесь посмотрел, принял решение…» (в особенности «принял решение»), в то время как вы определили его как внешнереферентного. В этом случае верить его рассказу не стоит.
Можно ли диагностировать ложь в том случае, когда человек дает смешанные ответы — то активные, то рефлексивные? В такой ситуации необходимо обратить внимание на контекст высказываний. Возможно, что когда человек отвечает на вопросы, касающиеся своих домашних дел (домашний контекст), он становится более рефлексивным, а при переключении на рабочий контекст (говоря о работе) — активизируется.
Именно поэтому важно задавать вопросы в правильном контексте — в том, который вас больше интересует. При необходимости можно организовать письменное интервью для соискателя, что позволит детальнее проанализировать используемые им речевые обороты.
Не торопитесь с выводами, не ознакомившись с контекстом. Если человек сообщает: «я стремлюсь, я продвигаюсь, и для меня важен коллектив дружный, продуктивный и не конфликтный» — не спешите приписывать ему метапрограмму «избегание неудач». Внимательно исследуйте контекст, задав следующие вопросы: «а почему вы сказали именно «не конфликтный», или «расскажите о ситуации, которая произошла у вас на прежнем месте работы». Есть вероятность, что дело вовсе не в метапрограмме, а в жизненном опыте соискателя, и, как следствие, в страхе, что таковой может повториться. Если этот человек действительно опишет ситуацию, подтверждающую наличие конфликтного коллектива на прежнем месте работы — он не ориентирован на избегание неудач.
Метапрограмма ведения диалога
Следующая метапрограмма — «способ ведения диалога».
Определяется исходя из того, говорит ли человек больше сам или ему важно выслушать других. В классическом НЛП эти метапрограммы известны под названиями «сам» и «другой».
У людей, любящих говорить и стремящихся «себя показать», внимание направлено на собственный опыт и личные внутренние оценки. Они часто «активны» и «внутриреферентны».
Невербально метапрограмма «сам» проявляется в отклоненном от собеседника корпусе, крепко сложенных руках, возможно, прижатых к телу, активной жестикуляции. Наиболее характерная для них фраза: «Эй, вы его не слушайте! Вы меня слушайте!» Они живые, подвижные, если и склонны наклоняться к собеседнику, то не для того, чтобы услышать, что он говорит, а чтобы донести свою точку зрения. Речь у них скачущая, но очень красочная, интонации часто меняются. Если описать их термином из оперативной психодиагностики, то это яркие представители истероидного психотипа.
Как подстроиться к такому человеку? Если хотите добиться его любви и расположения — дайте ему высказаться. Не вступайте с ним в спор, так как от своего он все равно не отступит. Если ко всему прочему он внутриреферентен и обладает метапрограммой «различие» — будьте с ним особо осторожны, поскольку это гремучая смесь: с такими предпочтительней всего вообще помолчать. Позвольте ему как следует презентовать себя, высказать накопившееся. Когда он иссякнет и начнет уставать — можно переходить к делу и направить разговор в нужное русло.