Часто восприятие ситуации зависит от роли, которая вам достается: агрессор и защищающийся всегда воспринимают ситуацию по-разному. Это кажущееся простым наблюдение является ключом к пониманию многих сложных конфликтов – например, при слиянии подразделений: сильный диктует свои условия, которые ему кажутся очень удобными, а слабый почему-то отказывается воспринимать эту благодать. Если бы сильные объяснили прелести своего предложения, то может, и объединения прошли бы проще, но, как правило, различие восприятия людей не учитывается, как в нижеприведенном анекдоте.
Идет суд. Судья дает слово потерпевшему.
– Лежу я на газоне перед подъездом, загораю. Вдруг рядом со мной падает холодильник, раскалывается и дверца отлетает мне прямо в ногу. Увезли в больницу, сделали операцию. До сих пор с костылем хожу.
Судья дает слово обвиняемому.
– Прихожу домой, чувствую, у жены кто-то был. Оглянулся, вроде и спрятаться негде. Но холодильник все равно от злости выкинул.
Наступает очередь свидетеля…
– Сижу я в холодильнике…
Обобщая, можно сказать, что, скорее всего, подтвердится тот факт, что мир стоит на трех китах, нежели то, что у вас и ваших коллег одна и та же точка зрения на большинство вопросов, на вас и на себя. Но в таком случае можно утверждать, что на уровне базовых кубиков установить одну картину мира или версию «правды», как правило, очень сложно.
Наблюдение 12
Не судите, а наблюдайте
Судить других легче, нежели менять собственную картину мира. Смирение в том числе предполагает, что обладатель этой картины не будет судить других, а «поставит себя на их место». Получается, что для установления правильной картины мира готовность не судить является одной из ключевых составляющих.
По-видимому, природа в людях заложила склонность подозревать других, и верить в их недостатки, но не предусмотрела необходимость удостовериться в правильности обвинений. Требуется усилие и дисциплина, чтобы отретушировать обвинительные оттенки картины мира.
Жизнь последовательно показывает нам галерею картинок. Картинки – это какие-либо ситуации, происходящие вокруг нас. Их совокупность мы называем окружающим миром, точнее говоря, тем, как мы его воспринимаем, т. е. картиной мира. Как правило, нам кажется, что большую часть этих ситуаций объяснить просто. Особенно это касается ситуаций, происходящих с другими: нам сразу ясно, что бы мы сделали на их месте.
Склонность «удивляться» поведению других (считать себя умнее, честнее и терпеливее) исчезает, когда погружаешься в ситуацию и начинаешь понимать мелкие факторы и эмоции многомерной реальности, на основании которых принимались решения. Это погружение происходит, когда провидение забрасывает нас в сходную ситуацию. Тогда мы испытываем эффект, знакомый парашютистам во время прыжка. Чем они ниже, тем больше видят деталей и потенциальных проблем. А когда приземляются, то видят многообразие деталей, не видимое с высоты. Таким образом, за считаные минуты их картина мира меняется от абсолютно понятной до сложной, состоящей из множества деталей.
Близко рассматривая человеческие отношения, всегда замечаешь новые