Прежде чем сосредоточиваться на навыках, необходимых для того, чтобы замечать Сновидение в повседневной жизни, позвольте мне вкратце рассказать вам о некоторых из причин, которыми люди объясняли мне то, почему они не помнят снов.
Отсутствие интереса. Некоторые люди говорят, что сны их не интересуют, а потому зачем их помнить?
Сны слишком неясны. Некоторые люди говорят, что им снятся слишком, туманные, слишком неясные сны.
Медикаменты. Некоторые лекарства мешают видеть сны.
Страх. Кое-кто говорил мне: «Я боюсь своих снов — они будут показывать, какая я плохая, или пугать меня. Я ненавижу свои кошмары». Отсутствие ночных снов кажется этим сновидцам способом борьбы с отрицательными или даже пугающим внутренним критиком. (Такие люди напоминают мне, что нужно использовать более духовный подход к сновидениям, который не критикует сновидца и не предписывает методов, призванных помочь ему «расти».
Невозможность вспомнить. Некоторые люди говорят, что они ничего не могут вспомнить. Память — это удивительная и сложная тема. Многие люди боятся утратить память. (Порой страх этой утраты бывает совершенно неосознаваемым, и люди взамен курят, чтобы стимулировать свою память; но употребление никотина — это далеко не лучший способ пробуждения памяти). Я пытаюсь понять значение утраты памяти. Нередко оказывается, что ваша память начинает доставлять вам проблемы, когда ваше Большое «Я» в чем-либо не заинтересовано.
Я очень многое узнал о Сновидении от людей, находящихся в крайних состояниях сознания, чаще именуемых «хроническими психотическими состояниями». Когда в конце 1960-х годов я начинал работать со своими первыми клиентами в Цюрихе, интерес к фармакологическим средствам и их применение не были столь распространенными, как в наши дни. Отсутствие лекарств дало мне возможность работать с несколькими людьми в крайних состояниях сознания. В таких состояниях у людей реальность и Сновидение сливаются воедино, и они показывают, как можно сновидеть, не препятствуя этому.
Я многому научился, наблюдая, исследуя и разделяя их опыт, и понимаю, насколько полезной может быть сущность крайнего состояния для человека в обычном состоянии сознания. На самом деле, если я чувствую, что отгорожен от своего Сновидения, то порой спрашиваю себя, чтобы я переживал, если бы позволил себе быть психотиком? В какое крайнее состояние я бы вошел?
Если вы в достаточной мере справляетесь со своими собственными тенденциями к крайнему поведению, и оно не вызывает у вас страха, то попробуйте лучше узнать его, проделав следующее упражнение.
1. Спросите себя прямо сейчас: если бы вы были способны перейти в крайнее состояние сознания — если бы вы «сходили с ума» — то, в какое состояние вы бы вошли? Представьте себе это состояние.
2. Что вы видите и чувствуете в отношении своего поведения в этом состоянии? Дайте себе какое-то время, чтобы это пережить.
3. Замечаете ли вы, что опыт этого состояния приносит какое-то облегчение вашему сознательному уму? Нередко кажется, будто подобные состояния борются, чтобы достичь вашего повседневного осознания.