×
Traktatov.net » Толковая Псалтирь » Читать онлайн
Страница 68 из 984 Настройки

*) Божественный Кирилл говорит: поелику прежде сказал, что все уклонились и производят беззаконие, теперь говорит: и неужели они не познают Господа, и не уверуют в Него? И отвечает: да; конечно многие уверуют, но некоторые останутся и в неверии, которые и начнут гнать уверовавших. Или надобно понимать, что все решительно делающие беззаконие не познают Его, как тот же Кирилл говорит: сказал —не уразумеют, вместо того, чтобы сказать: не придут в познание благ делающие беззаконие. По какой причине?—По той, что премудрость не может войти в неустроенную душу и не вселится в тело, подверженное грехам. Ибо как мы не в нечистые сосуды, но в самые чистые вливаем благовонное миро, так и Бог —виновник бытия всех, не в нечистых душах, но в святых и чистых заключает сладость божественных благ.

Снедающии люди моя в снедь хлеба (как едят хлеб), Господа не призваша. Слова сии Бог говорит от лица Своего. Он говорит, что некоторые поедают народ Мой, как хлеб, и истребляют его осадою, голодом и угрозою, те, говорю, не призвали Меня—Господа и Владыку всего, т. е. не назвали меня Богом. Можно допустить и то, что те иyдеи, которые осаждаемы были Сеннахеримом в Иерусалиме называются и народом Давида, так как они происходили из его царства. Посему это слово произносится и от лица Давида, который назвал Господом не самого себя, но Бога *).

*) Это, по бож. Кириллу, говорит о неуверовавших иудеях, которые некоторым образом поедали уверовавших во Христа, преследуя их различными ухищрениями, с расхищением имений их. Посему и Павел написал в уверовавшим из иyдeeв: и расхищение имуществ ваших вы приняли (от них) с радостью. А Михей говорит: все, обижающие бедных и похищающее принадлежащее ближнему, прилично называются съедающими народ Божий, как снедь хлеба, ибо у них, как пища любостяжательности их — обида причиняемая им. Особенно же ты должен разуметь под таковыми учителей иyдейских.

5. Тамо убояшася страха, идеже не бе страх. Когда Рапсак осаждал Иерусалим, тогда Езекия и бывшие с ним ужаснулись от страха, наведенного им и Сеннахеримом. Посему и говорит Давид, что они убоялись там, где не было страха, т. е. Сеннахерима и Рапсака, которых не следовало бояться. Ибо они не могли устрашить иудеев, имевших поборствовавшим за них Бога *). Это показывает и в следующих словах **).

*) Василий Великий сказал: Весьма много способствует совершенству —страх с умом, страх не ко всему и не такой, какой имеют те, которые при всяком шуме приходят в испуг; ибо таких то и укоряет псалмопевец.

**) Это имеет сходство с страстью водобоязни. Страждущим ею, если б они могли принять воду, это послужило бы лекарством от их страдания. Но они как-то боятся того, что относится к их выздоровлению, и чуждаясь вещи спасительной, от страха, чтобы не погибнуть, они устрояют себе погибель. Так и иудеи, тогда как сам источник к ним взывал: кто жаждет, пусть приходит ко Мне, и пьет, имея чувства душевные объятыми неистовством неверия, страшились страха, где не было страха, отвращаясь пития спасения (у Никиты). И Исихий говорит: Он говорит об иудеях; ибо по истине они не призвали Господа Христа, и поэтому страшились страха излишне, там, где не было страха, когда говорили друг к другу: если оставим этого человека, то придут римляне и овладеют нашим местом и народом, хотя этого не случилось бы с ними, если бы они сохранили веру в Него.