Когда же наконец пушка дала залп, тысячи людей – верхом, в повозках и даже в экипажах – бросились вперед. Эту яркую картину запечатлели на фотографии и она стала одной из самых известных образов той эпохи.
На расстоянии пятнадцати миль от места старта, в месте, где к полудню того дня образовался шумный городок Энид, новейший город Америки, стояло одинокое общественное здание – земельная контора и одновременно почтовое отделение. Около двенадцати часов дня помощник почтмейстера Пэт Уилкокс взял бинокль и поднялся на крышу здания. Взглянув на юг, он увидел одинокого всадника, появившегося на вершине невысокого холма. То был двадцатидвухлетний ковбой Уолтер Кук. Домчавшись до Уилкокса и промчавшись дальше, Кук с ликованием воткнул свой кол в участок земли в самом центре размеченного городка.
Надо сказать, молодой ковбой сделал все строго по правилам: он двинулся вперед только после сигнала. Однако многие другие участники гонки, несмотря на риск быть убитым кавалеристами, пересекли границу раньше. Их-то и окрестили торопыгами. А со временем так начали называть разбойников, грабителей банков и других бесстыжих злодеев и обаятельных мошенников. Это слово также стало нарицательным именем для всех оклахомцев, а в итоге еще и названием футбольной команды Оклахомского университета.
Попытки перехитрить систему были незаконны, но люди все равно старались застолбить участок до 16 сентября, втайне пробравшись на незаселенную территорию. И надо сказать, не только это в тот безумный день пошло не по плану. Взять хотя бы беднягу Уолтера Кука: занятый им участок очень скоро оттяпали три сотни ложных претендентов, воспользовавшихся тем, что представители властей прибывали для регистрации наделов только через несколько часов. В конце концов Кук не получил ничего – за исключением урока о том, какой огромный риск существует на плохо регулируемом рынке, где не действуют законы.
Возможно, ковбой смог бы остаться хозяином занятого им участка, если бы к тому моменту земельная контора уже работала и ему удалось быстро оформить свою заявку. Но очередь в контору за считаные часы выросла до сотен человек, а потом и до тысяч; люди прибывали со всей территории. Начались драки и грабежи, и по меньшей мере один скончался от сердечного приступа.
Распределение незанятых земель в тот день прошло не по плану по двум причинам. Во-первых, законопослушных граждан, соблюдавших правила, часто опережали те, кто застолбил участок раньше назначенного времени и, следовательно, раньше зарегистрировал заявку. Во-вторых, необходимость зарегистрировать все участки в земельной конторе города Энид в течение одного дня привела к сильной толчее и путанице, в результате чего некоторые честные люди, в том числе и Уолтер Кук, не смогли этого сделать. Рынок оказался недостаточно расторопным, чтобы обработать все заявки, поданные в тот день, поэтому не смог разобраться, кто действительно первым заявил свои права на тот или иной участок, а кто действовал нечестно.
Иногда проблемы ранних действий участников рынка выражены не столь явно. Например,