Чтобы разумно разобраться с ложными дихотомиями и настоящими дилеммами наших дней, необходима безусловная мудрость. Без истинной, основанной на характере и поддержанной компетентностью мудрости мы не сможем справиться с превратностями рынка, расхождениями во взглядах, упрямым балансом плюсов и минусов и тендерными отношениями.
Я не знаю другого периода в истории, когда настолько остро, как сегодня, ощущалась бы потребность в мудрости, и происходит это, как ни парадоксально, на пике великой информационной эры, в период бурного развития знаний. Истина в том, что чем больше появляется технологических достижений, в которых отсутствует мудрость, тем хуже все становится. Мудрость – самый главный рычаг из всех существующих: мудрец может превратить пассивное знание в великий вклад в мировое развитие.
Мудрость лежит за пределами знаний и информации. Мы живем в эру информации и экономики знания, когда информация становится все более доступной, поэтому на первый план выходят не только знания о конкурентах, клиентах, продуктах, процессах, но также мудрость, которая лежит за их пределами. Великий философ Альфред Норт Уайтхед[44] сказал: «В определенном смысле по мере роста мудрости знание съеживается, потому что детали поглощаются принципами. Детали знания, которые несомненно важны, можно выбирать в соответствии с любой жизненной склонностью, но привычка к активному использованию хорошо усвоенных принципов – это решающее достояние мудрости».
В конечном счете развитие характера происходит только тогда, когда мы выстраиваем свои суждения на правильных принципах. И это не в чистом виде интеллектуальное занятие. Прежде всего оно предполагает ориентацию разума, воли и души на вечные принципы. Только оно формирует цельность.
Вы можете быть весьма компетентными технически и концептуально, видеть картину в целом и понимать, как ее части соотносятся друг с другом, но при этом оказаться неспособными продуктивно работать с другими людьми, потому что в вашем характере отсутствуют определенные качества. Лишь обладая и характером, и компетентностью, подкрепленными мудрыми суждениями, вы сможете наладить взаимоотношения, создать культуру доверия и построить долговременные институты, которым не будут угрожать постоянные рыночные колебания и толчки.
Заключение
Меня спрашивают, почему так важно добиваться истинного величия – и величия вообще. Кто-то полагает, что уже живет великой жизнью, и не видит причин ее менять. Я с этим не спорю.
Но есть что-то в каждом из нас, что побуждает нас становиться лучше и величественнее. Если мы не прислушиваемся к этому голосу, то рискуем в любой момент скатиться к ложному величию, туда, где мы будем смотреть на мир сквозь социальные призмы или, того хуже, станем рабами чуждых нам и ограничивающих нас сил, жертвами паранойи, делающей из всех врагов.
Жизнь, исполненная истинного величия, получает в награду мудрость – окружающая нас действительность предстает в свете принципов, постоянного роста и цельности. Это та перспектива, которая дарует мир душе и процветание миру. Это та перспектива, которая дарует безопасность, потому что принципы, в соответствии с которыми мы живем, несокрушимы, вечны и неизменны.