После посещения Будимира все вместе отправлялись в Псков на испытания моих пушек. Честно предупредил, что пока ещё не готово огненное зелье, но на такие мелочи никто особого внимания не обратил. Олег же, получив наконец подтверждение своим выводам, готов был сразу же отправляться к нам в гости, мотивируя тем, что у них война с хазарами на носу. Да и другое… Что другое, так и не уточнил.
Я же в разговорах постоянно думал о том, как нам быть дальше. Извечный русский вопрос «что делать?» не выходил из головы. Только когда впереди открылся деревянный тын волхвовского капища, тогда встряхнулся и постарался выкинуть всё из головы. Может, Будимир что посоветует.
Кряжистый волхв опять встречал нас в воротах, терпеливо ожидая нашего приближения и посверкивая пронзительно короткими взглядами из-под кустистых бровей. Поздоровались и пошли за Будимиром, оставив на поляне всю дружину. Впрочем, как и всегда.
Расселись в знакомой огромной зале, повинуясь властному жесту старейшего.
– Помолчите пока! – оборвал волхв начавшего было что-то говорить Рюрика. – Владимир, рассказывай.
– Что именно?
– А всё рассказывай. Коли не стал дожидаться моего приезда, так теперь и отдувайся.
– Ну ладно.
И опять мне пришлось рассказывать о произошедших со мною событиях. И если в Новгороде я что-то опускал или немного искажал, то Будимиру нужно было выкладывать всю правду. Несколько раз вскидывался Рюрик, пытаясь что-то сказать, но замолкал, повинуясь властному жесту Верховного. А потом я долго отвечал на уточняющие вопросы. Выдоили меня по полной программе. Рассказал даже то, о чём благополучно давно забыл. Наконец, вопросы закончились, и старый волхв замолчал, погрузившись в размышления. Тишину под сводами храма нарушало только нетерпеливое ёрзание Рюрика, которому не терпелось что-то сказать.
– Что скрипишь? Спрашивай уже, – буркнул князю старец.
– Почему в Пскове такие дела происходят, а у нас в Новгороде нет? Чем мы хуже? Ведь и у нас можно было и школы эти открыть, и новые мастерские наладить? Храмы поставить…
– Да ничем вы не хуже. С чего ты взял? А школы и мастерские открыть? Так что ж не открыл-то? Кто за тебя думать будет? Или ждёшь, когда придёт добрый Будимир и за тебя работать станет? Или, может, Владимира позовёшь? Пусть вместо тебя покняжит?
Открыл было рот Рюрик, чтобы ответить волхву, но задумался и медленно закрыл. Ещё пару раз дёрнулся в попытке задать вопрос, но сам же и передумывал.
– То-то же. Никто за тебя твою работу делать не будет. Сам не справляешься – помощников привлекай. Вон у тебя их сколько. И делом, и советом помогут.
Кивнул князь, на Олега посмотрел вопросительно. Поймал в ответ такой же вопросительный взгляд. Подобрался:
– Вижу я, как быстро разрастается Псковское княжество. Со всех сторон люди туда приходят. Новые крепости и городища поднимаются. Трувор с Синеусом объединились, новые земли занимают, приумножают, на запад и север двинулись. Почему же я в стороне остаюсь? Ошибок наделал, да вовремя опомнился. Теперь хочу к братьям присоединиться. Есть три брата и три княжества, двое объединились, значит, и третьему присоединяться нужно. На восток и юг двигаться можно. Что скажешь?