— Африка, Америка, Италия и много далее требуют от изобретателя небьющейся и неломающейся посуды открытия секрета, содержащегося в большой тайне. Прошу покупать для экономического потребления и полного удовольствия.
(Отрывок зазыва, записанный в 1915 г. в Москве от неизвестного продавца «вечных» стаканов на Сухаревской площади.)
Во время дневных уличных гуляний вам иногда загораживал путь какой-нибудь взлохмаченный субъект, имевший при себе две-три оклеенных печатными лубочными рисунками и надписями коробки и энергично, раскрывая их перед самым вашим носом, повторял:
— Большой набор детских фокусов всех видов! Умственное развитие для ребенка с малых лет… Волшебные шнурки, через которые проскакивают три шарика, не причиняя никому вреда. Точеная рюмочка с цветным шариком, исчезающим по магической палочке. Деревянные тиски, сквозь которые продергивается в обе стороны разрезанный пополам шнур… Шило, которым безболезненно можно проколоть себе нос, щеки и палец… Волшебный футляр, в котором исчезает на глазах у всех монета… Полный набор за восемьдесят копеек, уложен в прекрасный художественный ящик. Подробное наставление и открытие секретов прилагается в напечатанном виде. Громадный интерес и неожиданные иллюзии, удивляющие взрослых. Все аппараты являются точной копией с аппаратов Пинетти. Для взрослого интересанта имею человека-мечтателя с патронами, который, по желанию владельца, ведет себя, как на дворе, при дамах. Патрон зажигается от папиросы. Все поражаются неожиданностью рискованного зрелища! Безудержный смех и веселие большого общества собравшихся гостей! Фигура человека-мечтателя из олова прочная, для многих сеансов.
Иван Иваныч в гости ходил и очень свой желудок пирогами утрудил. И вот отправился себя освободить и мечтой увлекся, как далее быть. Человек-мечтатель, даровых пирогов уплетатель, акцизный прихлебатель! Купите, ваше благородие, господин… Стоимость — сорок копеек!
(Записано в 1905 г. в Казани от неизвестного бульварного торговца.)
«Пышечник», нося на жирном открытом лотке обильно осыпанные уличной пылью и толченым сахаром шматки вареного в сале теста, восклицал:
— Пышки, пышки, подходите, ребятишки, подтяните штанишки!
Путешествующие по рынку с киоском для лотереи, т. е. с небольшим наличником, содержавшим ювелирную мелочь, говорили:
— Счастье на мосту с чашкой, копейку кладут — пятачок берут! Спешите нажить капитал!
Пряничники старались оглушить одной и той же фразой, повторявшейся многократно со скоростью пулеметных выстрелов:
— Пеки, пеки — по копейке, а пара пятачок!
Конфетчики из Вышнего Волочка непрерывно твердили:
— Я из Вышнего Волочка… наш Вышний Волочек стоит пятачок, подходи ученый и дурачок!
Они же иногда разнообразили:
— Тетка Алена отказала тридцать три миллиона, не велела их сберегать, а велела разыграть! Кто желает участвовать в счастливой лотерее на конфеты, прошу заплатить пятиалтынный!
Приютившийся среди рыночных торговцев дешевый мелочной шулер, обыгрывавший на перевернутом вверх дном ящике случайных партнеров в «три карты», чтобы отвлечь внимание наблюдающих за ним, перебрасывая колоду и приглашая простаков «испытать счастье», произносил скороговоркой: