×
Traktatov.net » Очерки по истории еврейского народа » Читать онлайн
Страница 463 из 488 Настройки

В конце 1953 года Бен-Гурион вышел в отставку и поселился в кибуце Сде Бокер, в одном из немногих поселений в Негеве, - пустынной степи, составляющей всю южную часть Израиля.

Во главе новосформированного правительства стал Моше Шарет. Он же занимал пост министра иностранных дел. На пост министра обороны был назначен один из видных деятелей партии Мапай Пинхас Лавон. Год спустя премьер-министр объявил об отставке Лавона и о включении Бен-Гуриона в состав правительства в качестве министра обороны. Израильская общественность не знала в ту пору причину этих перемен в составе правительства, и лишь значительно позже стало известно, что за ними скрывалось одно из серьезнейших потрясений для правительства Израиля.

В 1951-52 гг. глубокие разногласия привели к расколу в партии Мапам.

Некоторые ее руководители требовали держаться просоветской ориентации, другие же не могли примириться с антисемитским курсом советского правительства в годы гонений на "космополитов", а в особенности во время пражского процесса и навета на еврейских врачей в СССР. В результате происшедшего раскола партия распалась на три части: небольшую группировку крайне левых во главе с Моше Сне, присоединившуюся впоследствии к израильской коммунистической партии, и две крупные группы: "Ахдут Авода" и "Гашомер Гацаир", путем объединения которых в свое время была создана партия Мапам, вновь ставшими независимыми друг от друга партиями. Название Мапам сохранила за собой группа "Гашомер Гацаир".

***

Один из тяжелых кризисов в общественной жизни Израиля разразился после подписания с Германией соглашения о репарациях.

По этому соглашению Германия обязалась платить Израилю репарации, которые должны будут служить компенсацией еврейскому народу за материальный ущерб, нанесенный ему нацистами и за {795} разграбленное еврейское имущество. Репарации должны были выразиться в сумме 3.450 миллионов марок, из которых три миллиарда должны были быть выплачены Израилю в течение 12-14 лет путем поставки ему товаров, а 450 миллионов разным еврейским организациям и учреждениям в мире. Полученные средства должны были быть затрачены на помощь жертвам нацизма в их приспособлении к новой жизни.

Некоторые общественные круги в Израиле, в особенности партия Херут, выступили с бурным протестом против этого соглашения, утверждая, что оно санкционирует возможность денежного возмещения за кровь миллионов и способствует тому, что преступления Германии будут преданы забвению. Во время дебатов об этом соглашении у здания Кнесета состоялась крупная демонстрация и произошли столкновения между полицией и демонстрантами.

Безусловно, соглашение о репарациях было вехой в процессе примирения еврейского народа с Германией. С другой стороны, принимая во внимание, что большая часть евреев, уцелевших в нацистских лагерях смерти, поселились в Израиле, полученные от Германии средства являлись по существу хоть в некоторой доле компенсацией за перенесенные ими страдания и потерю имущества. В экономическом развитии Израиля, после огромной волны массовой иммиграции, соглашение о репарациях сыграло немалую роль.